Во время дискуссий о стереоскопическом кинематогрофе с системной частотой ставится вопрос об особенностях его драматургии. Практик и теоретик современного стереокино И.Г. Дауров считает, что «[11]Стереокино хоть и условность, но принципиально другого характера, нежели условность традиционного кино.»[1]
Режиссер стереокино С.В. Тютин в своей статье в сборнике IIIМеждунаро[12]ной научно-технической конференции посвящает целый раздел «Режиссуре повествования», где выделяет 12 компонентов, которые по сути являются сценарной конструкцией будущего фильма. С.В. Тютин говорит, что каждый из этих компонентов должен быть стереогеничным, и приводит удачные, на его взгляд, кинопримеры[2]. А стереоскопист А.С.Мелкулов прямым текстом вопрошает: «И всё-таки остается открытым вопрос, как писать сценарий для стереокино?»[3]
В своей статье «О стереокино» 1947-ого года С.М.Эйзенштейн называет стереокино наиболее совершенным из всех других искусств, поскольку создает «полную иллюзию трехмерности», которая «совершенно убедительна»[4]: «…При этом иллюзия эта так же до конца убедительна и не вызывает ни малейшего сомнения, как не вызывает и тени сомнения в обыкновенном кинематографе тот факт, что экранные изображения действительно движутся. И иллюзия пространства в одном случае и движения – в другом совершенно также непреложны». И далее: «…Тут и там – пространственная и двигательная убедительности так же сокрушительно совершенны, как неоспоримо подлинными и живыми нам кажутся и сами персонажи фильма…»[5]
То есть, С.М. Эйзенштейн понимает стереокино как динамически убедительное движение в пространстве и объеме. Таким образом, он выделил следующие основные художественные особенности стереокино как искусства:
– движение;
– пространство;
– объем.
Принципиальное отличие двумерного кино – ограниченная (относительно трехмерного) способность передачи объема и пространства, а также, как следствие, и движения[6].
[1]Дауров И.Г. Отрицательные стороны пластики и приемов съемки в современном стереокино и пути преодоления данной проблемы. Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях: IIIМеждународная научно-техническая конференция, Москва, 21-22 апреля 2011г.: Материалы и доклады. – М.: МКБК, 2012, стр. 163.
[2]Тютин С.В. Режиссура стереоскопическогокино. Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях: IIIМеждународная научно-техническая конференция, Москва, 21-22 апреля 2011г.: Материалы и доклады. – М.: МКБК, 2012, стр. 170-172.
[3]Мелкумов А.С. Стереоскопический кинематограф: учебное пособие. М.:ВГИК, 2013, стр. 124.
[4]Эйзенштейн С.М. О стереокино. Избранные произведения в шести томах. Т.3. Изд. М.: «Искусство», 1964, стр. 437.
[5]Эйзенштейн С.М. Там же. О стереокино. Избранные произведения в шести томах. Т.3. Изд. М.: «Искусство», 1964, стр. 437.(Остальное убрать. Я так делала).
[6]Эйзенштейн С.М. Там же. О стереокино. Избранные произведения в шести томах. Т.3. Изд. М.: «Искусство», 1964, стр. 435-438.