Особенности драматургии стереокино

Во время дискуссий о стереоскопическом кинематогрофе с системной частотой ставится вопрос об особенностях его драматургии. Практик и теоретик современного стереокино И.Г. Дауров считает, что «[11]Стереокино хоть и условность, но принципиально другого характера, нежели условность традиционного кино.»[1]

Режиссер стереокино С.В. Тютин в своей статье в сборнике IIIМеждунаро[12]ной научно-технической конференции посвящает целый раздел «Режиссуре повествования», где выделяет 12 компонентов, которые по сути являются сценарной конструкцией будущего фильма. С.В. Тютин говорит, что каждый из этих компонентов должен быть стереогеничным, и приводит удачные, на его взгляд, кинопримеры[2]. А стереоскопист А.С.Мелкулов прямым текстом вопрошает: «И всё-таки остается открытым вопрос, как писать сценарий для стереокино?»[3]

В своей статье «О стереокино» 1947-ого года С.М.Эйзенштейн называет стереокино наиболее совершенным из всех других искусств, поскольку создает «полную иллюзию трехмерности», которая «совершенно убедительна»[4]: «…При этом иллюзия эта так же до конца убедительна и не вызывает  ни малейшего сомнения, как не вызывает и тени сомнения в обыкновенном кинематографе тот факт, что экранные изображения действительно движутся. И иллюзия пространства в одном случае и движения – в другом совершенно также непреложны». И далее: «…Тут и там – пространственная и двигательная убедительности так же сокрушительно совершенны, как неоспоримо подлинными и живыми нам кажутся и сами персонажи фильма…»[5]

То есть, С.М. Эйзенштейн понимает стереокино как динамически убедительное движение в пространстве и объеме. Таким образом, он выделил следующие основные художественные особенности стереокино как искусства:
–      движение;
–       пространство;
–       объем.

Принципиальное отличие двумерного кино – ограниченная (относительно трехмерного) способность передачи объема и пространства, а также, как следствие, и движения[6].

Мария Соловьева

[1]Дауров И.Г. Отрицательные стороны пластики и приемов съемки в современном стереокино и пути преодоления данной проблемы. Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях: IIIМеждународная научно-техническая конференция, Москва, 21-22 апреля 2011г.: Материалы и доклады. – М.: МКБК, 2012, стр. 163.
[2]Тютин С.В. Режиссура стереоскопическогокино. Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях: IIIМеждународная научно-техническая конференция, Москва, 21-22 апреля 2011г.: Материалы и доклады. – М.: МКБК, 2012, стр. 170-172.
[3]Мелкумов А.С. Стереоскопический кинематограф: учебное пособие. М.:ВГИК, 2013, стр. 124.
[4]Эйзенштейн С.М. О стереокино. Избранные произведения в шести томах. Т.3. Изд. М.: «Искусство», 1964, стр. 437.
[5]Эйзенштейн С.М. Там же. О стереокино. Избранные произведения в шести томах. Т.3. Изд. М.: «Искусство», 1964, стр. 437.(Остальное убрать. Я так делала).
[6]Эйзенштейн С.М. Там же. О стереокино. Избранные произведения в шести томах. Т.3. Изд. М.: «Искусство», 1964, стр. 435-438.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>