“Изюминкой” нынешнего фестиваля стала программа “Открытие: кино бурлящего арабского востока”. Фильм «Столкновение» режиссера Мухаммеда Диаба, представленный в первые дни пресс-показов задал высокую планку альтернативных программ.
События фильма происходят в первые дни военного переворота 2013 года, который сверг правительство президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Повествование фильма ведется изнутри полицейского фургона и ужас происходящего снаружи мы наблюдаем глазами обитателей автозака.
Фургон постепенно заполняется людьми: вместе оказываются два журналиста, два сторонника исламистов, двое умеренных и один христианин. Власти арестовывают без разбору всех, оказавшихся не в том месте и не в то время. Среди арестантов – журналисты, футбольный фанат, актер, диджей. Есть американец и есть еврей. Есть две женщины и ребенок. По ходу сюжета сажают даже полицейского, который проявил сочувствие к узникам.
Автозак становится моделью общества, охваченного безумием революции. Гражданская война продолжается и здесь: власть внутри фургона то и дело переходит из одних рук в другие. Но внешние обстоятельства, при которых запертые в передвижной тюрьме узники, подвергаются агрессивному нападению толпы, обстрелу из водомета и атаке слезоточивым газом делают их беззащитными мишенями, пушечным мясом, “скованными одной цепью”.
Человеческие проблемы заставляют их искать компромиссы. И выясняется, что мир делится на сильных и слабых, на мужчин и женщин, и все мы способны договариваться в житейских делах. Мужчины, вне зависимости от убеждений становятся деликатными, когда требуется санитарное уединение девочке или медицинская помощь отцу семейства.
Блестящая сцена, когда уставшие от борьбы обитатели автозака, поют, шутят и мы видим один народ, здесь нет чужих, и американский журналист оказывается тоже египтянином. Казалось бы, вот модель примирения, но ей нет места в раздираемом идейными противоречиями мире и запертые, как в консервной банке, люди становятся разменной монетой революции.