Фильм “День субботний” режиссера Мостафа Сарвара Фаруки посвящен террористическому захвату в городском ресторане Бангладеша и сохраняет единство места, времени и действа. Таким образом, зритель переживает всё время захвата вместе с героями в режиме реального действия. Где-то оно замедляется, где-то нарастает, но не перестает интересовать зрителя на протяжении всего фильма.
Фанатичные исламисты, захватившие мирно обедавших людей, представлены в картине примитивными и опасными. Они задают своим жертвам глупейшие вопросы и определяют истинность их веры по весьма сомнительным приметам. Зная Коран хуже заложников, они произносят суждения, приближенные к абсурду. Они были бы смешны, если бы не были так опасны в своей примитивности.
Опасность, согласно общей концепции фильма, происходит от примитивности ума и души. Особенно показательна в этом смысле последняя экранная фраза руководителя операции, сказанная по отношению к последнему из оставшихся заложников, который оказался истинным мусульманином: “Если он умрет за ислам, то мы тогда за что?”.
Картина поднимает злободневный вопрос в эпоху всемирной борьбы с терроризмом: каковы критерии оценки истинности веры и кто судья? Насколько правомерно врываться в ресторан среди бела дня и расстреливать всех подряд, даже если посетители одеты не так, как хотелось бы стреляющему? Почему жизнь муравья заслуживает уважения, а жизнь индуса, приехавшему в Бангладеш для налаживания торговых связей, нет?
Смелость и честность авторов фильма, рискнувшим взяться за эту острую тему, заслуживает уважения. Открытое осуждение терроризма, любого рода религиозного фанатизма и просто бестактность вторжения в частную жизнь тематически выведено на первый план. Герои восклицают: “Что за общество мы построили?”. Однако именно уважение индивидуума, его свободы и личного пространства, прежде всего, являются признаками общества.