Саморефлексия как основной прием сюжетной конструкции фильма

"День начинается" режиссера Марселя КарнэАннотация: Бесчисленное количество фильмов посвящено самоанализу главного героя. В некоторых лентах кинематографическая саморефлексия персонажа используется «фрагментарно», а в некоторых – становится основой всей драматургической конструкции.

Разнообразие тем и жанров, в которых феномен саморефлексии героя или героев используется как сюжетообразующий прием, дает основание говорить о его универсальности и необходимости его аналитического исследования.
Ключевые слова: саморефлексия, самоанализ, драматургия, сюжет, драматургический прием, психология творчества

Цель данного исследования – рассмотреть как феномен саморефлексии героя становится сюжетообразующим драматургическим приемом полнометражного фильма;  убедиться в эффективности его использования, а также в «универсальности» его применения на примере фильмов различных жанров и созданных в разное время («День начинается», 1939г.; «В прошлом году в Мариенбаде», 1961г., «Мой Аттила Марсель», 2013г.).

Тезисы:
–    Понятие саморефлексии и обоснование «психологичности» текста фильма. На основании обширной практики исследования литературных текстов и персонажей с помощью психологического подхода имеет смысл провести апробацию подобных методов применительно к кинематографическим текстам.
–    Анализ использования феномена саморефлексии в фильме «День начинается» (1939): погружение в душу героя криминальной мелодрамы, который волею собственных страстей стал убийцей. Этим достигается стопроцентная вовлеченность зрителя в процесс самопсихоанализа героя.
–    В фильме «В прошлом году в Мариенбаде» (1961) саморефлексия главного героя не просто основной сюжетный прием, а сама суть происходящего на всем протяжении фильма. С помощью такой организации сюжета на первый план выдвигается эмоциональное состояния героя, а не событийный ряд его жизни.
–    Фильм 2013 года «Мой Аттила Марсель» – комедия с элементами фарса, рассчитанная на массового зрителя. Герой глотает некие психотропные порошки из желания воскресить свою память, чтобы разгадать страшную тайну своего детства. Несмотря на внешнюю легкость, комедийность, а местами даже «трэшевость» повествования фильм является полноценным психоаналитическим исследованием семьи, в которой вырос герой.

Выводы: саморефлексия главного героя может быть использована в качестве драматургического приема, с помощью которого организовывается вся структура фильма вне зависимости от жанра и эстетического направления.

Мария Соловьева

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>