В разных статьях-размышлениях на тему сходств и различий театра и кино высказываются различные точки зрения на их соотношения. Так К.Формен в своей статье «Сегодня вечером я иду в кино» говорит, что театр «погряз в косности» и, вообще, устарел в контексте стремительно движущейся вперед действительности . Т.Гатри занимает противоположную позицию и априори предпочитает театральные постановки кино, называя его «консервированной драмой» и утверждая, что оно по своей художественной составляющей не может подняться выше обычной журналистики. Хотя он отмечает некоторые «технические и коммерческие преимущества» кино перед театром.
Подобные разногласия, по мнению Б.Бабочкина связаны с тем, что плохой театр сравнивают с хорошим кино и наоборот. «И театр, и кино – искусства синтетические. Но главным и в театре, и в кино все-таки останется драматическое действие, и именно это обстоятельство и роднит эти два искусства. Выразительные средства у них могут быть разными, даже противоположными, а корень – один. Этот корень – драматургия и актерская игра», – лаконично сформулировал Борис Бабочкин .
Согласно мнению А.Вайды, театр более условен, чем кино. Кино более предметно. Действие фильма происходит не в ограниченном пространстве сцены, а в реальном мире, потому кино – это постоянное движение, по размышлением на эту же тему О.Преминджера. Мир вокруг персонажей также находится в постоянном движении, он становится таким же значимым.
Театр и кино имеют общий «корень», композиционную структуру сюжета, движущей силой которого является конфликт. Но есть и отличия. Театр – это прежде всего условность, кино – это максимальное жизнеподобие. Кино требует фактуры, насыщения предметным миром, активно действующим наряду с персонажами.