У каждого должен быть свой неожиданный фильм

"Не говоря о всех этих женщинах" режиссера Ингмара Бергмана

Практически у каждого режиссера есть свой “неожиданный фильм”, который выбивается из общего направления его творчества.

Зрительская аудитория склонна шаблонизировать своих кумиров, навешивать им определенные амплуа, а потом требовать от них подтверждения своих же стереотипов: “этот актер хорошо играет мерзавцев” или “режиссер такой-то просто мастер боевика”. Как будто, если хороший актер способен талантливо сыграть мерзавца, то его дарования не хватит, чтоб оправдать на экране героические поступки персонажа? Или режиссер, успешно реализовавший несколько экшн-фильмов, уже не имеет права пробовать себя в постановке приключенческой или романтической комедии и теперь навеки обречен снимать свой “один и тот же боевик” в разных декорациях?

Между тем, творческая личность многогранна, она требует разнообразия и прорыва. У нее, у этой личности (если это действительно личность, а не тривиальный подёнщик), должен быть такой “один неожиданный фильм”, фильм, которого от нее никто не мог бы ожидать. Подобные картины всегда оставляют зрителя в состоянии шока: “И это Бергман? Нет, это не Бергман! Мы хорошо и внимательно смотрели Бергмана, мы знаем, каким он должен быть!”. Это, если хотите, “из той же оперы”, что и “Станиславский отошел от принципов системы Станиславского”.

Я же, напротив, обожаю такие фильмы. Именно за это состояние шока, за категорическое свержение стереотипов, за ломку клише! Только автор решает, каким ему быть на экране. Он вам ничего не должен. И вы, зрители, будете, да!, будете, смотреть его таким, каким он захотел быть конкретно сейчас в этом фильме! В этом великая сила искусства, та самая магия кино.

Таким фильмом у Ингмара Бергмана можно назвать “Не говоря о всех этих женщинах”. Да, это Бергман, и это одновременно не-Бергман, но да, это всё-таки Бергман. Своеобразный фильм-протест против диктатуры зрительских ожиданий, режиссерское альтер-эго.

У Чжана Имоу, известному больше за свои картины “Дом летающих кинжалов”, “Красный гаолян” и “Подними красный фонарь”, тоже есть такой фильм. Любители азиатского кино, возможно, могли видеть также “Проклятие золотого цветка” и “Под ветвями боярышника”. Фильм, который трудно ожидать от начинателя легендизации китайского кинематографа, посвящен лапше, иными словами решению мелких насущный проблем: “Простая история лапши”.

Мария Соловьева

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>