34 ММКФ: Гленн и Джим

 

The Glenn Miller Story

История Гленна Миллера, 1954 год, режиссёр Энтони Манн.

The Glenn Miller Story

 

Фильм был показан в программе «Золотая коллекция «Юнивёрсал Пикчерз». Эта картина о знаменитом джазовом музыканте и аранжировщике Гленне Миллере, потрясающе сделанная, с невероятным саундтреком.

Фильм был сделан спустя 10 лет после трагической смерти великого музыканта. Все его современники и коллеги ещё были в расцвете сил, поэтому сыграли себя. Бен Поллак, Джин Крупа и, конечно же, великолепный Луи Армстронг, обаятельный и сияющий, с невероятно добрым и счастливым лицом. Благодаря их участию этот игровой фильм стал также ценным историческим документом, который не только достоверно рассказывает о жизни и творчестве великого Миллера, но и показывает его современников такими, какими они были на самом деле.

Если же отбросить потрясающую историческую достоверность и наличие реальных людей в кадре и рассмотреть фильм как произведение искусства, то вот, что мы имеем.

У нас есть главный герой Гленн Миллер в исполнении гениального Джеймса Стюарта, каждая роль которого – это шедевр. Снова не могу не вернуться к истории: Джеймс Стюарт тоже отправился на войну добровольцем, только он не играл в оркестре, а бомбил фашистов с самолёта. Стюарт был опытным пилотом, и когда началась война, он, оставив уютный Голливуд и отложив на время головокружительную карьеру, отправился на войну – на фронт, в самое пекло. Несмотря на это, Джимми вернулся с войны (если б не вернулся, какая бы потеря была для кинематографа, представить страшно, незаменимые люди есть!), а Гленн Миллер, который, возможно, выступал в Европе и перед Стюартом тоже, погиб трагически и нелепо, не участвуя в военных действиях.

Но вернёмся к главному герою. У начинающего музыканта Гленна Миллера есть цель всей жизни – он хочет быть не просто музыкантом, играть в джаз-бэнде и есть три раза в день, ему нужно нечто большее. Он пишет аранжировки и мечтает найти собственный звук, оригинальный, который ни с чем не спутаешь. Именно с этой целью он покидает ансамбль Бена Поллака, а потом ещё одну неплохо оплачиваемую работу на Бродвее и создаёт свою группу. Здесь нужно отметить, что все решения фильма потрясающи.

Авторы очень удачно показывают течение времени и то подвешенное состояние, в котором находится творческий человек. Фильм начинается с ломбарда в Лос-Анджелесе, в котором главный герой постоянно закладывает и выкупает обратно (разгружая вагоны) свой тромбон. Добрый ростовщик сочувствует Гленну и даёт ему наводку: в Вэнис приехал Поллак, он сейчас набирает группу.

Далее Гленн попадает в банду Поллака и через два года во время гастролей в Нью-Йорке уходит из неё, чтобы двигаться дальше, к своей мечте. Друг крутит пальцем у виска: «Я останусь с Беном, я уже привык нормально есть», – и желает Гленну найти в Нью-Йорке доброго ростовщика. Следующий кадр – Гленн выходит из ломбарда, идёт по улице и встречает знакомого, который предлагает ему сопровождать бродвейские спектакли. По их разговору мы понимаем, что Гленн посещает нью-йоркский ломбард уже два года, с тех пор как оставил банду. Это потрясающее решение по времени и по самому ощущению – недалёкие зрители, посмотрев фильм, могут подумать, что Гленна Миллера преследовали сплошь одни счастливые случаи – сначала Поллак, потом новая работа на Бродвее и т.д. Но авторы фильма чётко дают понять и даже как-то физически, на генетическом уровне, кому это знакомо, прочувствовать, что между этими удачами, которые так ярко показаны в фильме, были годы и годы мыканья, голода, неопределённости, отчаяния и хождения по ломбардам. Течение времени озвучивают в диалогах, а не отбивают титрами, а состояние героя показывают при помощи ломбардов. Ломбард – везение – снова ломбард – снова везение – снова ломбард… взлёт – падение – взлёт – падение… и так до бесконечности.

Главный герой очень привлекателен своими решениями. Он настолько в них уверен, он так верит в себя, что сомнений не остаётся – этот человек добьётся своего. Он звонит девушке Хелен Бергер, в которую давно влюблён и которая давно любит его, и говорит ей: приезжай в Нью-Йорк, поженимся. И она покидает отчий дом, жениха, с которым помолвлена уже года два, родителей и едет в чужой город, к чужому, по сути, человеку, чтоб выйти за него замуж.

Образ жены музыканта здесь потрясающий – вначале она предстаёт типичной мещанкой, и нет никаких признаков того, что у неё с Гленом может быть что-то общее. Но он рассказывает ей о своей мечте, и она слушает, затаив дыхание, ей не скучно. А потом она выходит за него и становится лучшей женой в истории, идеальной женой музыканта.

Провинциальная мещанка в первую же ночь, побывав в среде своего мужа и увидев, как он играет на сцене с Луи Армстронгом, становится настоящим другом и соратником Глена Миллера. Она заставляет его продолжить обучаться музыке у знаменитого профессора, а сама вытаскивает деньги у него из карманов и кладёт их в банк, а потом без сожаления тратит накопленное на новый безумный проект мужа – на его собственную группу.

Она едет с ним в изматывающее турне по многочисленным провинциям, каждый день они в новом городе и почти каждый день ансамбль терпит неудачу, затраты не окупаются, а когда им предлагают на неделю задержаться в Бостоне, Хелен не верит своему счастью: «Целая неделя в одном городе! Я смогу заняться стиркой и шитьём!»

Очень трудно быть женщиной и соратником одновременно, ведь женщины и мужчины, а также творческие и нетворческие люди устроены совершенно по-разному. Но жене Гленна Миллера это не помешано, она была необычной женщиной, созданной для конкретного мужчины – Гленна Миллера.

Группа терпит неудачу за неудачей, звук найти не получается, гастроли по многочисленным провинциям денег не приносят, а контракт с Бостоном срывается. Ещё и Хелен теряет ребёнка. И вот тут-то, в отчаянии, рождается этот самый особый звук Гленна Миллера. В фильме рождение звука изображено как очередное удачное совпадение: тромбонист из оркестра порвал губу, заменить его некем, но! Гленн принимает очередное эпохальное решение и вместо тромбона ведущим инструментом становится кларнет. После чего на экране проносится вихрь газетных заголовков и пластинок с надписью «Гленн Миллер». Он добился своего.  Кто-нибудь сомневался, что так и будет?

Следующую часть фильма можно охарактеризовать так: Гленн наслаждается триумфом. Триумф и признание – самые прекрасные вещи в жизни творческого человека. Но человек творческий всё же остаётся гражданином своей страны и членом общества. А мужчина остаётся мужчиной. Поэтому Гленн Миллер (как и Джимми Стюарт, Кларк Гейбл, Тони Кёртис и многие другие великие американцы) отправляется добровольцем на войну.

В армии Гленн снова проявляет характер. В разгар военного парада он, перебежав дорогу марширующим колоннам, подходит к своему оркестру, взмахивает рукой – и вместо гимна начинается джаз. Это ввергает в шок его непосредственного начальника. Зато непосредственному начальнику непосредственного начальника эта выходка Гленна очень даже  понравилась. Гленн становится главным дирижёром военного оркестра и отправляется в Европу поднимать боевой дух американских солдат.

Сцена из «Титаника», где оркестр продолжает играть на тонущем корабле, среди разрухи и паники, уже не кажется такой свежей. Оркестр Гленна Миллера играл, когда над ним крутились вражеские бомбардировщики, а зрители прятались в укрытие.

Несмотря на гибель героя, финал фильма можно назвать если не счастливым, то уж точно оптимистичным. Эта музыка будет вечной.

Полина Конох

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>