36 ММКФ: Европа плюс Европа – “Инстинкт игрока”

36-ой Московский Международный кинофестиваль 2014

“Инстинкт игрока” – показательный пример инфантильной режиссуры с вычурной претензией на Гете. По задумке режиссера, этот фильм должен являться художественной киноразработкой идеи Ницше о том, что “жизнь – это всего лишь игра, а люди – разменные пешки в ней”.

Однако совершенно непонятно, к кому обращен этот фильм. Если “целевая аудитория” – это подростки, ровесники героев, то велика вероятность, что тинэйджер, посмотревший эту ленту о Ницше и “играх, в которые играют повзрослевшие старшеклассники”, воспримет ее как руководство к действию. Поскольку в фильме нет ни режиссерского осуждения героев, ни их “наказания”, логично вытекающего из сюжета.

Если же фильм должен был явиться своего рода предупреждением для взрослых, то есть ориентирован на родителей сверстников главных героев, то тут полный провал, потому что эти люди вряд ли вообще будут смотреть такое зрелище. По прошествии двух третьих от начала просмотра фильма на фестивале, большая часть зала уже вышла. А те, кто остались, откровенно хихикали в моменты, которые задумывались как зрительский катарсис.

Имеет смысл отметить работу оператора Андреаса Бергера. Но красивое визуальное оформление, к сожалению, не добавило смысла в картину. После окончания фильма зритель остается в недоумении: и что это было? и про что это? и зачем? Героине Аде просто не хватало денег на путевку в Грецию?

И наконец в эпилоге она обрела себя: усевшись на булыжник от великих греческих развалин, свесив с него ноги, она оглядела панораму гор и задумчиво произнесла: “Вот теперь я познала саму себя”. И про это вся эта бадяга на 104 минуты? Со вставками великолепного немецкого порно Ады и учителя физкультуры в спортивном зале, библиотеке, на чердаке и еще в каких-то оригинальных школьных кулуарах!

Завязка фильма: “15-летнюю Аду переводят в новую престижную школу, девочке сразу очевидно, что ей никогда не стать своей среди рафинированных отпрысков богатых семей”. Это я читаю в аннотации. Из хода сюжета фильма я бы никогда не догадалась об этом. Как ее переводят? Кто ее “переводит”? Если у нее мать – алкоголичка, которой даже нечем оплатить счета за жилье!

Ближе к концу фильма в качестве дополнительного отягчающего обстоятельства для Ады, ее вызывает директор школы и требует с нее 5 тысяч долларов за обучение в школе. Почему он ведет этот разговор с Адой, а не с ее родителями? Видимо, он уже в курсе, что мамаша Ады в запое и разговаривать с ней бесполезно…

Вообще, никакой логической расшифровке действия персонажей не поддаются. Почему Ада соглашается “мстить” учителю физкультуры? Почему таким именно образом? Почему этот учитель так смиренно наслаждается “местью” Ады и Алефа?.. Возможно, эти, как кажется авторам фильма, “фишки” и работали бы, если бы он был сделан в другом жанре. Всё это неплохо бы смотрелось в каком-нибудь  “Американском пироге – 137″. Но здесь претензия на мистический психологизм, на разработку философских материй, на кинопоиски вечных истин!

В общей сложности, просмотр этого фильма оказался зря потраченным временем.

Мария Соловьева

Инстинкт игрока
Spieltrieb

Режиссер: Грегор Шнитцлер
Сценарист: Катрин Рихтер, Юрген Шлагенхоф
Оператор: Андреас Бергер
Продюсер: Маркус Циммер
Страна: Германия
Производство: Clasart film, Tele Muchen group
Год: 2013
Актеры: Мишель Бартель, Янник Шюман, Максимилиан Брюкнер

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>