Удивительно, фильм “Ганмен” режиссера Пьера Мореля с Шоном Пенном в главной роли оказался хорошим.
…Обычно на подобные пресс-просмотры идешь с затаенным чувством тревоги. В среднем, девять из десяти просмотренных фильмов оказываются качественной поделкой. И мало того, что ты рискуешь потратить полдня своей жизни на поделку, пусть даже и качественную, ты еще потом должен будешь написать про него статью. То есть еще, как минимум, полдня. Проблема в том, что, прежде, чем ты сможешь понять, что фильм не стоит того, чтоб его смотреть и писать на него рецензии, ты должен его посмотреть. И в большинстве случаев предугадать этого нельзя.
А бывает еще и такое, что напишешь ты про фильм честную критическую статью, а пресс-служба фильма пишет тебе ответ (далеко не все такие, но, к сожалению, есть): что фильм хороший! что это ты, мол, сама невнимательно фильм смотрела, а не “в сюжете недостаточно выверены логические мотивировки персонажей”! и что ты просто плохо соображаешь, если не понимаешь, в чем свехзадача всего представленного действа и его месседж в зрительный зал!
И это не “монтажная накладка”, когда один из героев говорит: “Давай полетим с тобой в Китай!”, а следующим кадром они идут по направлению к Тадж-Махалу; это же само собой понятно, что во время стыка сцен герои передумали и полетели в Индию (потому что кто же не знает, что Тадж-Махал в Индии, а не в Китае)!
Это всё не к тому, чтобы “набить знаков”, а к тому, что очень приятно писать положительную рецензию на хороший фильм, который эту положительную рецензию заслуживает.
Прочитав описание: “
… “, я предполагала, что это, может быть, будет боевик хорошего качества, но, скорей всего, не зацепит меня эмоционально. Во время просмотра выяснилось, что я заблуждалась. И я действительно этому рада.Прежде всего, надо отметить, что герой Джим – это далеко не положительный герой. …Я даже могу обобщить и сказать, что в современных боевиках происходит смена героя и, как естественное взаимосвязанное следствие, смена жизненных приоритетов, “пропагандируемых” сюжетно. Если раньше героями подобных фильмов были люди, спасающие свою семью и весь мир заодно, то сейчас герой борется за себя и “свою шкуру”. И прежде всего за это.
Тот герой, который спасал мир, был романтическим и совершенно положительный во всем, и все его убийства, которые он необходимо совершал на пути спасения мира, оправдывались великой целью и тем романтизировались. В целом, мир вокруг состоит из хороших людей. Но есть какая-то большая сильная, но ограниченная группировка плохих, которые хотят сотворить конец света. Но поскольку число их конечно, можно “взять пушку” и их перестрелять. Это отработанный и практически изживающий себя герой уходящего боевика.
Герой грядущего боевика, как Джим из фильма “Ганмен”, – это человек, полный недостатков, это “худший из людей”. И на определенном этапе своей жизни он сам загоняет себя в ситуацию, когда “выбора нет и выхода нет”. Не происходит романтизации его миссии и его убийств на пути к его цели, что очень важно! И в этот момент открываются уникальные положительные качества, которые были скрыты до этого: у героя оказывается большая воля к победе, способность переосмыслять содеянное, раскаиваться и нести ответственность за свои неправильные поступки в прошлом.
Мир вокруг героя жесток и беспринципен. Есть только один “хороший человек” – это лучший друг. Но он неизбежно один, потому что лучших друзей больше и не бывает. И есть еще любимая женщина, которая становится для героя единственным источником любви и доброты, но не является семьей (как это заявлялось в боевиках формата “Крепкий орешек”). Возлюбленная такого героя – не “семейный очаг”, а “луч света в темном царстве”, “остров надежды в океане отчаяния”. При чем он не единожды ее предавал на протяжении своей жизни и, только попав в определенную ситуацию, вдруг увидел ее по-другому.
В принципе, фильм “Ганмен” (который можно было бы перевести как “Стрелок”, но это дело дублирующей компании) абсолютно “укладывается” в это описание. Джим был киллером, наемным убийцей. Без колебания совести нажимал на курок, убивая людей. Он хорошо и весело здравствовал, пока сила была на его стороне.
Очень точно снят первый эпизод, воспроизводящий события в Конго за 8 лет до основного действия сюжета. Люди в Конго живут своей жизнью на своей земле. Вдруг из ниоткуда высаживаются американские бойцы, хорошо подготовленные к войне, вооруженные, закамуфлированные, в бронежилетах. Начинают устанавливать свои какие-то законы, проворачивать дела, вершить правосудие (с их точки зрения правосудие). По чьему-то заказу убивают уважаемого человека, которого местное население признавало и выбрало в министры.
Благодаря этому хорошо проработанному и поставленному эпизоду, те бойцы, которые приходят в дом Феликса убивать Джима и его возлюбленную Энни, перестают быть функциональными стреляющими статистами. Это такие расчетливые парни со спокойно спящей совестью, каким был сам Джим 8 лет назад.
Убийства, поставки наркотиков и оружия – это всё делалось без зазрения совести, ради легких денег. Но зло, содеянное тобой, следует за тобой и, рано или поздно настигает тебя. Невозможно начать новую счастливую жизнь, сделав “стартовый капитал” на убийствах. Придется пройти весь путь искупления от начала и до конца, при чем не только тебе лично, но и людям, которые рядом с тобой и сами, возможно, не совершали никакого зла. И это очень верная сюжетная мысль, с точки зрения морали.
Джим выпивает всю чашу искупления до дна и, будучи уже госпитализированным, вынужден сотрудничать с представителем Интерпола, полностью сдать всё, что он “накуралесил” и после этого еще “и посидеть придется”.
Хочу также отметить, как органично вплетена на художественном уровне линия корриды в общее действие. Обычно подобные символические аналогии “коррида как бой за жизнь” довольно часто применяются в кино, но обычно воспроизводятся довольно примитивно: бык бежит – герой бежит, герой упал и бык упал, или что-то в этом роде.
Здесь вплетение корриды работает и на символическом уровне (герой как бык, загнанная жертва матадора), и на чувственном (ощущение боли от ударов матадора), а также и на фабульном (выбежавший бык добивает Кокса, основного антагониста Джима).
Ганмен
The Gunman
Режиссер: Пьер Морель
Сценаристы: Дон МакФерсон, Пит Трэвис, Шон Пенн
Оператор: Флавио Мартинес Лабиано
Художники: Эндрю Лоус, Джемма Фаурия, Стюарт Кернс
Композитор: Марко Белтрами
Монтаж: Фридерик Тораваль
Продюсеры: Рон Халперн, Шон Пенн, Эндрю Рона
Страна: США, Испания, Великобритания, Франция
Производство: Nostromo Pictures, Silver Pictures, StudioCanal
Год: 2015
Премьера: 16 февраля 2015 (в мире), 18 июня 2015 (в России)
Актеры: Шон Пенн, Хавьер Бардем, Рэй Уинстон, Жазмин Тринка, Идрис Эльба, Марк Райлэнс, Петер Францен, Билли Биллинхэм, Дэниэл Адегбойега, Адэ Ойефесо