Этапы создания сценария для стерео-кино

Стерео-формат имеет на одно измерение больше и, соответственно, больший потенциал воздействия на зрителя. Может ли это являться основанием утверждать, что сценарий, написанный для традиционного фильма, не содержит в себе потенциал для использования возможностей стереоскопического изображения?

Что для стерео-кино необходимо создавать особенный стерео-сценарий, в котором изначально бы предполагалась стереоскопичность повествования? Ведь, как это известно из всех учебных пособий, «история должна подчиняться собственным внутренним законам вероятности»[1]. Или драматургия в формате стерео – это «дело техники», стерео-оператора и стерео-режиссера?

На данный момент в мировом кинопроизводстве существует огромное количество различных методик создания сценария предполагаемого фильма. Их невероятно много, чтобы проанализировать каждую из них применительно к стереокино. В нашей стране наиболее популярны и на сегодняшний день сосуществуют в напряженной конкуренции две концепции разработки киноистории: отечественная школа киноповести (В.К.Туркин, Ю.Н.Арабов, Л.Н.Нехорошев) и американский формат (Р.Макки, А.Н.Митта, C.Филд, Л.Сегер, Дж.Труби и другие).

Но при максимальном упрощении всякая такая методика независимо от концепции и способа оформления(которая действительно может быть используема и полезна на практике) сводится к четырем ключевым методическим этапам создания сценария (в различной терминологии в каждом конкретном случае):

  1. художественный замысел или идея
  2. основной сюжетообразующий конфликт и главный персонаж (с помощью какой именно глобальной драматической ситуации с участием какого именно персонажа можно раскрыть/проявить/рассказать идею, задуманную автором; конфликт и персонаж при этом должны создаваться в необходимой взаимосвязи друг с другом)
  3. событийная «ткань» сюжета (перипетии, коллизии, драматические ситуации, дополнительные усиливающие линии);
  4. разработка сцен (это непосредственно то, что зритель видит и слышит, через что именно передается ему сюжет: диалоги, эффекты, «фишечки», детали; на практике здесь принимают активное творческое участие режиссера, оператора и других специалистов, непосредственно воссоздающих действие фильма на съемочной площадке)

Увеличение разнообразия методик наблюдается соответственно с первого этапа к третьему и четвертому. Просто немыслимое количество рекомендательной литературы, основанной на практике американских бесчисленных сериалов, посвящено вопросу создания захватывающих перипетий.

Мария Соловьева

[1]Роберт Макки.История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только. М.: Альпина нон-фикшн, 2008, стр. 77.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>