36 ММКФ, Конкурсный показ: «Мой мужчина»

Московский Международный кино фестиваль

Фильм японского режиссера Кадзуёси Кумарики во многом аллегоричен. История грехопадения спасателя Дзюнго и его приемной дочери Ханы не исчерпывает сюжета фильма. Это исследование страсти, доводящей человека до полного саморазрушения.

Начинается фильм со стихийного бедствия, которое обрушивается на человека. Стихия как аллегория страсти, противостоять которой может только страсть. Они находят друг друга, и неизбежность столкновения двух страстных натур предопределена. Вопрос времени – это время взросления Ханы.

Сам по себе факт близости приемного отца с дочерью не содержит ничего экстраординарного. Как известно Вуди Ален женился на своей приемной дочери, при этом разница в возрасте у них была гораздо большей, чем у героев фильма. Режиссер не дает определенного ответа: является ли Дзюнго биологическим отцом Ханы. Есть информация о знакомстве Дзюнго с матерью Ханы и странная легкость с которой родственники Ханы отдали девочку чужому(?) человеку.

В разговоре с дедушкой, невольным свидетелем их греха, Хана кричит: “Во мне его кровь!”. На что тот восклицает: “Ты почувствовала это?”. Однако здесь нет однозначного указания на биологическое родство. Дедушка, зная хорошо прошлое Дзюнго, ни разу не сказал, что он отец Ханы. Он говорит о страстности их натур, о принадлежности к одной крови, как к особой породе человеческой.

Заложена ли эта особенность генетически, или корни ее в трагических событиях детства героев – авторы фильма не дают конкретного ответа. Так же уходят от ответа: инцест это или нет? Думается, режиссер делает это умышленно, потому что любой ответ спрямляет ситуацию и лишает ее глубины и философского смысла.

Еще одна аллегория: предостерегает от пагубности страстей персонаж, которого сыграл Тацуя Фудзи, исполнитель главной роли в дилогии Нагисы Осимы «Империя чувств», «Империя страсти».

Суровая природа маленького острова, зажатого льдами холодного океана, – контрапункт стихии океана, от которой никуда не сбежишь и не спрячешься. Так неброский быт и тихая жизнь – это контрапункт страстей и грехов, таящихся за закрытыми дверями.

Сцена грехопадения Дзюнго и Ханы решается режиссером экзистенциально. В кадре появляются капли крови и постепенно превращаются в кровавые потоки, как аллегория совершающегося самоубийства героев и будущих убийств, которые им предстоит совершить.

Визуальное решение фильма, его ритмическая структура, психологическое напряжение, недосказанность авторских умозаключений завораживают в течение просмотра фильма и не отпускают после.

И все же про что фильм? Меньше всего хочется думать о парафразе на японский манер набоковской «Лолиты» или вкладывать в столь многослойное изображение простую мысль о ответственности за воспитании ребенка.

Думается, разгадка в названии – “Мой мужчина”. Главный мужчина в сознании девочки – отец. Другой мужчины, претендующий на нее, должен в ее сознании, условно говоря, “убить” этот образ и занять его место. Отец Ханы погибает, пытаясь спасти ее от стихии. Его место занимает спасатель Дзюнго, который в ее детском сознании заполнил образовавшуюся пустоту.

Показателен эпизод, когда Хана находит отца мертвым и не плачет над ним. Она пинает покойника ногой, не прощая ему его смерти. Она как бы переступает через его память. В дальнейшем, когда Хана, будучи взрослой девушкой, знакомиться с молодыми людьми, и даже пытается выйти замуж, Дзюнго готов быть побежденным молодыми соперниками, но благообразные и благополучные юноши принадлежат к другой группе крови, в них нет той “бациллы страсти”, которая «и жжет, и губит». «Ты ей не подходишь» – с горечью, пренебрежением и нескрываемым торжеством говорит Дзюнго каждому из новых претендентов на Хану. Финал картины закольцовывает омут гибельной страсти, из которого не вырваться ни тому, ни другому.

Следует отметить исполнение главной роли актером Таданобу Асано. Психологически точно и убедительно актер создает характер по силе и степени страстности равный персонажам Ф.М.Достоевского. Его герой проходит путь от Спасателя до Губителя, от сильного человека до полного разрушения личности.

Ирина Автушенко

Мой мужчина
Watashi-no otoko

Режиссер: Кадзуёси Кумакири
Сценарист: Такаси Узита
Оператор: Рюто Кондо
Продюсеры: Синдзиро Нисимура, Тосикадзу Нисигая
Страна: Япония
Год: 2014
Актеры: Таданобу Асано, Фуми Никайдо, Кэнго Кора, Тацуя Фудзи, Аоба Каваи, Мороока Моро

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>