41 ММКФ: Основной конкурс – “Моя жизнь на втором курс”

Моя жизнь на втором курсе

Сюжетное развитие и жанр иранского фильма “Моя жизнь на втором курсе” режиссера Расула Садрамели абсолютно выдержаны и соответствует заявленной в названии теме. Изобразительный язык, художественные средства выражения понятны и привычны для своей целевой аудитории, для тех, к кому обращен фильм. Он апеллирует к молодым девушкам, к студенткам условно второго курса и рассказывает о тех ситуациях, в которых могут случайно оказаться уже взрослые, но еще совсем молоденькие подруги.

История женской дружбы первоначально выглядит идиллически и несколько неправдоподобно. Но именно тогда, когда зритель уже готов уверовать в бескорыстность действий подруги, она признается, что влюбилась в ее возлюбленного и, пока та прикована своей комой к постели, ходила с ним в кино и гуляла по магазинам. Эта странная экзекуция “быть честной” с той, которая настолько тяжело больна, что не может подняться с постели, о том, как хорошо она проводит время с ее возлюбленным, в итоге вызывает уже не только изумление, но и оторопь.

При этом в фильме нет осуждения героинь. Они не плохие, хоть и не идеальные. Они, в целом, положительные, но очень молодые. Они совершают глупые поступки необдуманно, без злого умысла, но которые могут обернуться злом для других или даже для них самих. Нельзя резко перестать принимать наркотики, это нужно было делать постепенно, без юношеского максимализма и под присмотром врача. Бессмысленно врать полиции, если они уже нашли упаковку транквилизаторов при обыске. Формальные правила распорядка следует соблюдать хотя бы для того, чтобы не дать возможности недругам этим воспользоваться против тебя.

Фильм и идеи, заложенные в нем, могут показаться банальными для взрослых, уже умудренных жизненным опытом людей. Но это фильм не для них. Он имеет довольно узкую непослушную целевую аудиторию. Это те уже взрослые, но еще при этом незрелые девушки, которым бессмысленно читать нотации. Когда мать героини пытается дать ей совет, та резко обрывает ее: “Да что ты понимаешь!”. Советы, рекомендации, предостережения только раздражают их и заставляют действовать еще более неразумно. В  таком контексте, это фильм – сильнейшее воспитательное средство. Он дает наглядный пример того, как не следует себя вести, но делает это не нравоучительно, не назидательно, а  в развлекательной манере на языке своей целевой аудитории.

Возможно, что из-за легкости, динамичности своего повествования и мелодраматической линии фильм не станет обладателем фестивального гран-при, поскольку фестивали ориентированы, прежде всего, на драматические сюжеты. И челны жюри фестивалей обычно уже пережили это сложный роковой рубеж неконтролируемого юношества. Однако если фильм спасет хотя бы одну зрительницу от совершения подобных поведенческих ошибок, то это намного больше, чем статуэтка в шкафу, не умаляя значение последней.

Мария Соловьева

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>