Как известно, американцы реализовывают два вида кинопродукции: американские фильмы для американцев и американские фильмы для всего остального мира. Фильм “Эксперимент “Радуга”” – один из лучших примеров американских фильмов, снятых об американцах и для американцах.
Примечательно, что режиссер долгое время была профессиональным драматургом и в течение 8 лет возглавляла Евроейскую федерацию сценаристов. Надо отметить, что этот опыт не прошел для нее зря. Фильм получился сюжетно динамичный и, что особенно важно и редко, наполненный смыслом.
Режиссеру удалось показать во всей неоднозначности явления и характеры. Те, которые для одного кажутся мыслящими и сострадающими, на деле могу оказаться просто невоспитанными детьми. То, что казалось однозначным в начале, может обернуться неоднозначным или противоположным в финале. Какое решение принять в ситуации несчастного случая, когда “никто не виноват, но все несут ответственность” и “в любом случае кому-то снесут голову, весь вопрос в том, кому именно”. Так кого же следует наказывать за инцидент?
Фильм-расследование изучает не только состав преступления, но и мотивировки и психологические комплексы персонажей. На поверку каждый из многочисленных героев раскрывается как неоднозначно плохой и не всегда хороший при этом. Убежденный алкоголик, опустивший и потерявший работу, может бесстрашно броситься на защиту своей дочери. Галантный и, с точки зрения замужества, перспективный ухажер сознается, что женат и счастлив в браке, а также имеет двух детей. И даже бисексуал, снабжавший наркотиками всю школу, найдет в себе ресурсы красиво и по-мужски проститься с любящей его подругой. Хотя мог бы потытаться прикарманить себе ее сбережения на прощания, как это было бы ожидаемо, согласно предыдущему ходу развития его персонажа.
В сущности, каждому нужно немного любви от тех, кого он сам любит. Совсем немного капельку взаимности и улыбку теплоты. И именно это заставит жить вопреки всем чудовищным случайностям и роковым “недосмотрам”. Фильм ставит много философских вопросов и ни на один не отвечает однозначно. Авторы фильма не назидательны, они всего лишь хотят заострить внимание зрителей на каких-то, быть может, мимолетных вещах, но таких важных: услышать и увидеть друг друга, хотя бы тех, кто к нам ближе всех.
Кинокартина смонтирована в сегодняшней динамично-клиповой стилистике, что уставшего от конъюнктуру зрителя, еще не погрузившегося в полной мере в интригу фильма, пугает и заставляет покинуть зал в самом начале. Однако это действие пресловутых предубеждений и возможные аналогии с другими менее качественными картинами. Те же зрители, которые преодолели в себе предрассудки к молодежно-клиповой стилистике, насладились в полной мере всеми возможностями современного интеллектуального кино: и можнтажные трюки, и сильнейшая драматургия, и мелодраматическая линия, и наркотическая драма, и политическая сатира! А также двойной финал и дважды неожиданный.