Джобс: Империя соблазна

"Джобс: империя соблазна" режиссера Джошуа Майкла Штерна

Многие люди заказывают себе home-video на 3-5 минут, или даже на 15. Вот и Стив Джобс заказал себе анологичное видео, но только не на 3 минуты, а в своих масштабах.

Несмотря на то, что невозможно отрицать профессионализм, с которым  сделан этот фильм, он-таки не является полноценным художественным произведением. Прежде всего, потому что персона Стива Джобса не перерождается в персонаж, в образ, не происходит ее художественного переосмысления.

Всё действие происходит в режиме констатации: “День первый. Стив ходит босиком по университету, в котором не учится. День второй. Стив переспал со случайной знакомой, изучающей каллиграфию. День третий. Стив изучает каллиграфию…” Как будто, два часа листаешь чужой фотоальбом.

Сюжет, с точки зрения драматургии, гладкий, как экран ай-пада. Но то, что хорошо для ай-пада, оказалось смертью для драматургии. Такое ощущение, что сценарист Мэтт Уайтели – фигура номинальная. Реально сценарий был придуман самим Джобсом, а сценарист выполнял при нем функцию секратаря-стенографиста (как, впрочем, в большинстве спонсорских кинопроектов).

В каждой сцене задается новый конфликт, который затем не имеет никакого продолжения, развития и, тем более, разрешения. (Как известно, в хорошем, в настоящем кино конфликт, как правило, только один. Либо несколько, но взаимосвязанных, которые невозможно разрешить один без другого, то есть какой-то перво-конфликт, разрешив который, разрешатся все прочие конфликты. Этот основной конфликт решается героями мучительно и безрезультатно на протяжении фильма, и только в самом конце, объединив всех и всё и пройдя остросюжетную кульминацию, им наконец удается справиться! Voilà!)

Вот эти все “заумные слова”: кульминация, композиция, арка героя, мотивация антагониста, поворотный пункт и прочие-прочие – ведь они не просто так придуманы! Пожалуйста, пример: сама по себе незаурядная фигура Стива Джобса, хорошие актеры, и снято, в общем и целом, неплохо, но нет сценария! Скучно! Элементарно скучно!

Со Стивом Джобсом (я сейчас имею в виду исключительно персонаж, каким он воплощен в фильме) ровным счетом ничего не происходит все два часа экранного времени. При этом представлен он в совершенно неприглядном свете.

В первом эпизоде Стив ходит босиком, не моется, не бреется, не ходит на учебу и хамит профессору, который за него волнуется и просит посещать занятия. Во втором эпизоде Стив знакомится с девушкой, изучающей каллиграфию, и проводит с ней не то, чтобы ночь, но какое-то количество половых актов в ее постели. И после этого, улыбаясь своей характерной улыбкой поджатых губ, он ей торжественно заявляет, что “у него есть девушка”. Таким образом, в начале главный герой представлен, как замарашка, разгильдяй, хам и редкостный мерзавец. Да, как-то вкользь он проговаривает, что сидение на лекциях не заменят практику, но он только говорит это и ничего не делает.

В последнем эпизоде фильма Стив разгоняет совет директоров и становится полновластным правителем Apple (что само по себе, может, и справедливо). Но как он это делает: холодно и цинично. И реплика: “Что дальше будем делать? – Оставлять след в истории”. Следующая сцена: Стив записывает торжественную аудио-прокалмацию в аудиорубке, общий смысл которой сводится к “Я – гений! Я – безумец, который меняет мир! И слава мне!”. Затем поворачивается на зрителя и с нескрываемым себялюбием спрашивает: “Ну, как?”. И финальные титры: “Apple becomes the most valuable company in the world”.

Итого какой путь проходит персонаж: от мерзавца к себялюбивому цинику. Спасибо, что побрился и надел ботинки. Таким образом, цинизм, эгоцентризм и подлость – это те самые три кита, которые обеспечили Стиву компанию, которая “the most valuable in the world” и которая создана изначально при минимальном капитале (всё-таки наличие гаража в качестве мастерской и возможность работать над своими проектами и “то учиться, то не учиться в университете” – это не “с нуля”). Возможно, это – жестокая реальность, но, с гуманистической точки зрения, она отвратительна.

Очень однобоко представлен Стив в отношениях с подчинненными. Он постоянно их унижает и увольняет. Стив безаппеляционно выгоняет сотрудника, который попытался аргументировать свою точку зрения и защищать своих подчиненных. И оставляет другого сотрудника, который в аналогичной ситуации стал перед ним лизоблюдничать. (Видимо, это то самое, что он называет “наша философия”). Но лично мне не верится, что человек, который унижает и оскорбляет всех вокруг и при этом не моется и не бреется, может собрать вокруг себя круг инженеров-романтиков и в гараже создать старт-ап огромной успешной корпорации.

Полнота образа возникает при демонстрации всех его ипостасей, а не из бесконечной констотации его недостатков. Походя показан момент, когда Стив, выгнанный из собственного Apple, создает новый успешный проект Next и выкупает полтора миллиона акций Apple. Ведь этот человек должен обладать каким неуемной страстью изобретателя и целеустремленностью! Однако в фильме персонаж Стива Джобса никак не демонстрирует этого и вообще не имеет ни одного достоинства.

Самое апокалиптичное в этой картине для меня – это линия личной жизни Стива. Жена сообщает Стиву, что она беременна. (Он называет ее своей девушкой, но она с ним живет. Значит, она объективно является его гражданской женой и имеет совершенное моральное право быть от него беременной). На это он говорит, что это не его ребенок, и выгоняет ее. В этот момент я испытала стыд, что когда-то хотела купить iPod и одновременно гордость, что всё-таки приобрела экономичный гаджет на Android.

Далее он запирается в комнате, где швыряет в разные стороны предметы интерьера и рыдает. Это конец всему! Если б она сообщила ему, что он беременный, то можно было бы рыдать! Нарыдавшись, спокойный Стив возвращается к еще не ушедшей жене и холодно резюмирует: “Твоя беременность – это твои проблемы! Убирайся отсюда!” Нужно ли говорить, что после этой фразы рейтинг Стива Джобса обнуляется навсегда в глазах женской части аудитории?

Следующая сцена после этого: успех на компьютерной выставке, где все апплодируют Стиву. И затем: Стив идет по красивому офису своей процветающей фирмы. Какой ассоциативный ряд складывается в сознании зрителя? Набирающая финансовые обороты фирма с красивейшим офисом – прямое следствие того, что Стив выгнал жену за то, что она беременна. “Вышвырни жену – стань Стивом Джобсом!”

Где-то ближе к финалу соверешенно логичным развитием событий представлена идилическая семейная сцена, где Стив пытается разбудить взрослую дочь Лизу (от которой он упорно отказывался в первой половине фильма), затем воспитывает сына, не понятно откуда и как появившегося, и переглядывается с той же самой женой, правда заметно постаревшей. Ведь это всё не так запросто!

Отказавшись от своей дочери, Стив рассматривает ее фотокарточку и называет проект, над которым он работает, ее именем. Не просто напрашивается, а кричит о себе драматургический ход: поставить Стива перед выбором между текстовым редактором Лиза и дочерью Лиза. И Стив, сам лично, совершает этот выбор в пользу семьи. Делает этот трудный шаг к восстановлению! Должен же главный герой что-то делать на протяжении фильма! (кроме того, что он ходит, подпрыгивая, и оскорбляет всех вокруг)

Эштон Кутчер, исполняющий роль Стива Джобса, всё-таки специлист по комедиям.  Яркий, характерный в комедийных сценах, он абсолютно бессилен в тех редких драматических моментах, которые можно выискать в статье Википедии, переписанной в сценарий фильма “Джобс”. С легкостью подражая подпрыгивающей походе Стива, Кутчер вызывает интерес в первой сцене фильма. Но затем уходит в ненужное для жанра байопик комикование и этим начинает раздражать.

Название “Джобс: Империя соблазна”, вероятно, предполгает продолжение, поскольку в этом фильме предсталена только часть “Джобс”. А “Империя соблазнов” еще только на подходе. Словосочетание красивое, звучит эффектно, но не имеет никакого отношения к происходящему. Только то, что компьютер должен быть соблазнительным и желанным? Возможно. Но как-то “за уши притянуто”. В некоторых источниках картину называют просто “Джобс”. Это логичнее.

Кстати, “Империя соблазна” – это изыски русского перевода. В оригинале фильм называется “Jobs”. И слоган “Get insipered”, что дословно значит “Вдохновись”. Хотя образ Стива Джобса, созданный в конкретно этом фильме, отнюдь не вдохновляет, напротив, как-то даже прибивает к земле.

Мария Соловьева

Джобс: Империя соблазна
Jobs

Режиссер: Джошуа Майкл Штерн
Сценарист: Мэтт Уайтели
Оператор: Рассел Карпентер
Монтаж: Роберт Комацу
Композитор: Джон Дебни
Художник: Фредди Уафф, Брюс Роберт Хилл, Лиза Дженсен
Продюсер: Марк Халм, Артур Бенжамин, Рональд Булард
Страна: США
Производство: Endgame Entertainment, Five Star Feature Films
Год: 2013
Премьера: 19 сентября 2013 (в России), 25 января 2013 (в мире)
Актеры: Эштон Кутчер, Дермот Малруни, Джош Гад, Лукас Хаас, Дж.К. Симмонс, Лесли Энн Уоррен, Рон Элдард, Ана О’Райли, Джон Гец, Джеймс Вудс

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>