Многие люди заказывают себе home-video на 3-5 минут, или даже на 15. Вот и Стив Джобс заказал себе анологичное видео, но только не на 3 минуты, а в своих масштабах.
Несмотря на то, что невозможно отрицать профессионализм, с которым сделан этот фильм, он-таки не является полноценным художественным произведением. Прежде всего, потому что персона Стива Джобса не перерождается в персонаж, в образ, не происходит ее художественного переосмысления.
Всё действие происходит в режиме констатации: “День первый. Стив ходит босиком по университету, в котором не учится. День второй. Стив переспал со случайной знакомой, изучающей каллиграфию. День третий. Стив изучает каллиграфию…” Как будто, два часа листаешь чужой фотоальбом.
Сюжет, с точки зрения драматургии, гладкий, как экран ай-пада. Но то, что хорошо для ай-пада, оказалось смертью для драматургии. Такое ощущение, что сценарист Мэтт Уайтели – фигура номинальная. Реально сценарий был придуман самим Джобсом, а сценарист выполнял при нем функцию секратаря-стенографиста (как, впрочем, в большинстве спонсорских кинопроектов).
В каждой сцене задается новый конфликт, который затем не имеет никакого продолжения, развития и, тем более, разрешения. (Как известно, в хорошем, в настоящем кино конфликт, как правило, только один. Либо несколько, но взаимосвязанных, которые невозможно разрешить один без другого, то есть какой-то перво-конфликт, разрешив который, разрешатся все прочие конфликты. Этот основной конфликт решается героями мучительно и безрезультатно на протяжении фильма, и только в самом конце, объединив всех и всё и пройдя остросюжетную кульминацию, им наконец удается справиться! Voilà!)
Вот эти все “заумные слова”: кульминация, композиция, арка героя, мотивация антагониста, поворотный пункт и прочие-прочие – ведь они не просто так придуманы! Пожалуйста, пример: сама по себе незаурядная фигура Стива Джобса, хорошие актеры, и снято, в общем и целом, неплохо, но нет сценария! Скучно! Элементарно скучно!
Со Стивом Джобсом (я сейчас имею в виду исключительно персонаж, каким он воплощен в фильме) ровным счетом ничего не происходит все два часа экранного времени. При этом представлен он в совершенно неприглядном свете.
В первом эпизоде Стив ходит босиком, не моется, не бреется, не ходит на учебу и хамит профессору, который за него волнуется и просит посещать занятия. Во втором эпизоде Стив знакомится с девушкой, изучающей каллиграфию, и проводит с ней не то, чтобы ночь, но какое-то количество половых актов в ее постели. И после этого, улыбаясь своей характерной улыбкой поджатых губ, он ей торжественно заявляет, что “у него есть девушка”. Таким образом, в начале главный герой представлен, как замарашка, разгильдяй, хам и редкостный мерзавец. Да, как-то вкользь он проговаривает, что сидение на лекциях не заменят практику, но он только говорит это и ничего не делает.
В последнем эпизоде фильма Стив разгоняет совет директоров и становится полновластным правителем Apple (что само по себе, может, и справедливо). Но как он это делает: холодно и цинично. И реплика: “Что дальше будем делать? – Оставлять след в истории”. Следующая сцена: Стив записывает торжественную аудио-прокалмацию в аудиорубке, общий смысл которой сводится к “Я – гений! Я – безумец, который меняет мир! И слава мне!”. Затем поворачивается на зрителя и с нескрываемым себялюбием спрашивает: “Ну, как?”. И финальные титры: “Apple becomes the most valuable company in the world”.
Итого какой путь проходит персонаж: от мерзавца к себялюбивому цинику. Спасибо, что побрился и надел ботинки. Таким образом, цинизм, эгоцентризм и подлость – это те самые три кита, которые обеспечили Стиву компанию, которая “the most valuable in the world” и которая создана изначально при минимальном капитале (всё-таки наличие гаража в качестве мастерской и возможность работать над своими проектами и “то учиться, то не учиться в университете” – это не “с нуля”). Возможно, это – жестокая реальность, но, с гуманистической точки зрения, она отвратительна.
Очень однобоко представлен Стив в отношениях с подчинненными. Он постоянно их унижает и увольняет. Стив безаппеляционно выгоняет сотрудника, который попытался аргументировать свою точку зрения и защищать своих подчиненных. И оставляет другого сотрудника, который в аналогичной ситуации стал перед ним лизоблюдничать. (Видимо, это то самое, что он называет “наша философия”). Но лично мне не верится, что человек, который унижает и оскорбляет всех вокруг и при этом не моется и не бреется, может собрать вокруг себя круг инженеров-романтиков и в гараже создать старт-ап огромной успешной корпорации.
Полнота образа возникает при демонстрации всех его ипостасей, а не из бесконечной констотации его недостатков. Походя показан момент, когда Стив, выгнанный из собственного Apple, создает новый успешный проект Next и выкупает полтора миллиона акций Apple. Ведь этот человек должен обладать каким неуемной страстью изобретателя и целеустремленностью! Однако в фильме персонаж Стива Джобса никак не демонстрирует этого и вообще не имеет ни одного достоинства.
Самое апокалиптичное в этой картине для меня – это линия личной жизни Стива. Жена сообщает Стиву, что она беременна. (Он называет ее своей девушкой, но она с ним живет. Значит, она объективно является его гражданской женой и имеет совершенное моральное право быть от него беременной). На это он говорит, что это не его ребенок, и выгоняет ее. В этот момент я испытала стыд, что когда-то хотела купить iPod и одновременно гордость, что всё-таки приобрела экономичный гаджет на Android.
Далее он запирается в комнате, где швыряет в разные стороны предметы интерьера и рыдает. Это конец всему! Если б она сообщила ему, что он беременный, то можно было бы рыдать! Нарыдавшись, спокойный Стив возвращается к еще не ушедшей жене и холодно резюмирует: “Твоя беременность – это твои проблемы! Убирайся отсюда!” Нужно ли говорить, что после этой фразы рейтинг Стива Джобса обнуляется навсегда в глазах женской части аудитории?
Следующая сцена после этого: успех на компьютерной выставке, где все апплодируют Стиву. И затем: Стив идет по красивому офису своей процветающей фирмы. Какой ассоциативный ряд складывается в сознании зрителя? Набирающая финансовые обороты фирма с красивейшим офисом – прямое следствие того, что Стив выгнал жену за то, что она беременна. “Вышвырни жену – стань Стивом Джобсом!”
Где-то ближе к финалу соверешенно логичным развитием событий представлена идилическая семейная сцена, где Стив пытается разбудить взрослую дочь Лизу (от которой он упорно отказывался в первой половине фильма), затем воспитывает сына, не понятно откуда и как появившегося, и переглядывается с той же самой женой, правда заметно постаревшей. Ведь это всё не так запросто!
Отказавшись от своей дочери, Стив рассматривает ее фотокарточку и называет проект, над которым он работает, ее именем. Не просто напрашивается, а кричит о себе драматургический ход: поставить Стива перед выбором между текстовым редактором Лиза и дочерью Лиза. И Стив, сам лично, совершает этот выбор в пользу семьи. Делает этот трудный шаг к восстановлению! Должен же главный герой что-то делать на протяжении фильма! (кроме того, что он ходит, подпрыгивая, и оскорбляет всех вокруг)
Эштон Кутчер, исполняющий роль Стива Джобса, всё-таки специлист по комедиям. Яркий, характерный в комедийных сценах, он абсолютно бессилен в тех редких драматических моментах, которые можно выискать в статье Википедии, переписанной в сценарий фильма “Джобс”. С легкостью подражая подпрыгивающей походе Стива, Кутчер вызывает интерес в первой сцене фильма. Но затем уходит в ненужное для жанра байопик комикование и этим начинает раздражать.
Название “Джобс: Империя соблазна”, вероятно, предполгает продолжение, поскольку в этом фильме предсталена только часть “Джобс”. А “Империя соблазнов” еще только на подходе. Словосочетание красивое, звучит эффектно, но не имеет никакого отношения к происходящему. Только то, что компьютер должен быть соблазнительным и желанным? Возможно. Но как-то “за уши притянуто”. В некоторых источниках картину называют просто “Джобс”. Это логичнее.
Кстати, “Империя соблазна” – это изыски русского перевода. В оригинале фильм называется “Jobs”. И слоган “Get insipered”, что дословно значит “Вдохновись”. Хотя образ Стива Джобса, созданный в конкретно этом фильме, отнюдь не вдохновляет, напротив, как-то даже прибивает к земле.
Джобс: Империя соблазна
Jobs
Режиссер: Джошуа Майкл Штерн
Сценарист: Мэтт Уайтели
Оператор: Рассел Карпентер
Монтаж: Роберт Комацу
Композитор: Джон Дебни
Художник: Фредди Уафф, Брюс Роберт Хилл, Лиза Дженсен
Продюсер: Марк Халм, Артур Бенжамин, Рональд Булард
Страна: США
Производство: Endgame Entertainment, Five Star Feature Films
Год: 2013
Премьера: 19 сентября 2013 (в России), 25 января 2013 (в мире)
Актеры: Эштон Кутчер, Дермот Малруни, Джош Гад, Лукас Хаас, Дж.К. Симмонс, Лесли Энн Уоррен, Рон Элдард, Ана О’Райли, Джон Гец, Джеймс Вудс