Фильм открытия московского кинофестиваля “Тотем волка” (режиссер Жан-Жак Анно). Фильм является интернационально
Китайские продюсеры обратились к французскому режиссеру, который в далеком 1977 году получил Оскар “За лучший фильм на иностранном языке”(“Черные и белые в цвете”), а позже еще ряд наград за фильмы “Имя розы”, “Медведь”, «Семь лет в Тибете» и другие, с предложением снять фильм по этой книге. Он же написал сценарий “Тотема волка”, совместно с китайскими соавторами. Жан-Жак Анно не впервой берется за подобную тему. Его «Медведь» (1988) и «Два брата» (про тигров) так или иначе поднимали вопрос о взаимодействии человека с живой природой.
Действие фильма начинается в 1967 году, когда в Китае идет второй год культурной революции. В стране свирепствуют голод и террор. Молодой пекинский студент Чэнь Чжэнь вместе с другом сбегает от непростой жизни в Пекине во Внутреннюю Монголию. Там они учатся жить среди кочевых пастухов, обороняться от монгольских волков и учить детей китайскому. Однако у юноши есть мечта – найти волчонка и приручить его.
Монгольские нравы, однако, суровы: они считают всех волков собственностью бога и убивают волчат, отправляя их души на небеса. Как раз в этом время китайские власти объявляют волков «врагами государства» и издают приказ об их истреблении, которое ведется поистине варварскими методами. Гармония в природе нарушена, а бывшему студенту предстоит сделать нелегкий выбор – предать своего воспитанника по приказу руководства или сохранить ему жизнь, отпустив на свободу.
Для сегодняшних зрителей события столь далекой страны и времени достаточны сложны для понимания и многие моменты именно исторической, точнее социальной составляющей фильма, так и остануться не ясными, но автор, по всей видимости, и не ставит перед собой задачу исторической хроники событий того времени. Главное в фильме “Тотем волка”- история взаимоотношания человека с животным, в данном случае, с волчонком. Герой спасает волчонка от смерти и воспитывает его, вопреки местным запретам и традициям.
Фильм “Тотем волка” интересен с точки зрения этнографических традиций Внутренней Монголии, быта и культурных традиций жителей. Философия выживания у монголов построена не на доминировании человека в природе, а на гармоничном встраивании себя в природную иерархию. Волки убивают газелей, которые съедают всю траву и делают безжизненными пастбища. Бездумное уничтожение хищников лишит человека возможности прокормить себя. В природе все организовано справедливо и главное, человеку не возомнить себя царем природы и не наломать дров. Волки сродни царям природы и у них есть свой покровитель на небесах.
Самое удивительное в фильме – это волки. «Актеров» для фильма выписывали в Канаде. Следует отметить уникальное мастерство дрессировщика волков. Стаю три года тренировали, чтобы продемонстрирова
Впечатляет операторская работа Жан-Мари Дрюжо. Бескрайние степные просторы, пылающие закаты привыкшие к лишениям люди и волки- великолепно переданы оператором.
«Тотем волка» – обстоятельный и неторопливый рассказ с блестяще снятыми экшн-сценами; настоящая волчья сага, мощная и трогательная, с прекрасной игрой китайских актеров. Посыл создателей фильма актуален и гуманистичен: человечеству, чтобы выжить надо сохранять природу. Мысль не новая, но в данном выражении страстная, призывающая не делить на плохих и хороших, важных и неважных тварей божьих, а сделать акцент на «божьих». Не случайно, в фильме персонифицируетс