Фильм открытия 37-ого ММКФ: историческая драма “Тотем волка”

Фильм открытия московского кинофестиваля “Тотем волка” (режиссер Жан-Жак Анно). Фильм является интернациональной китайско-французской продукцией. Картина поставлена по полуавтобиографической книге бывшего редактора политического журнала «Пекинская весна», который провел 11 лет во Внутренней Монголии. В Китае роман моментально стал бестселлером, был продан в количестве 20 млн экземпляров и переведен на 10 языков.

Китайские продюсеры обратились к французскому режиссеру, который в далеком 1977 году получил Оскар “За лучший фильм на иностранном языке”(“Черные и белые в цвете”), а позже еще ряд наград за фильмы “Имя розы”, “Медведь”, «Семь лет в Тибете» и другие, с предложением снять фильм по этой книге. Он же написал сценарий “Тотема волка”, совместно с китайскими соавторами. Жан-Жак Анно не впервой берется за подобную тему. Его «Медведь» (1988) и «Два брата» (про тигров) так или иначе поднимали вопрос о взаимодействии человека с живой природой.

Действие фильма начинается в 1967 году, когда в Китае идет второй год культурной революции. В стране свирепствуют голод и террор. Молодой пекинский студент Чэнь Чжэнь вместе с другом сбегает от непростой жизни в Пекине во Внутреннюю Монголию. Там они учатся жить среди кочевых пастухов, обороняться от монгольских волков и учить детей китайскому. Однако у юноши есть мечта – найти волчонка и приручить его.

Монгольские нравы, однако, суровы: они считают всех волков собственностью бога и убивают волчат, отправляя их души на небеса. Как раз в этом время китайские власти объявляют волков «врагами государства» и издают приказ об их истреблении, которое ведется поистине варварскими методами. Гармония в природе нарушена, а бывшему студенту предстоит сделать нелегкий выбор – предать своего воспитанника по приказу руководства или сохранить ему жизнь, отпустив на свободу.

Для сегодняшних зрителей события столь далекой страны и времени достаточны сложны для понимания и многие моменты именно исторической, точнее социальной составляющей фильма, так и остануться не ясными, но автор, по всей видимости, и не ставит перед собой задачу исторической хроники событий того времени. Главное в фильме “Тотем волка”- история взаимоотношания человека с животным, в данном случае, с волчонком. Герой спасает волчонка от смерти и воспитывает его, вопреки местным запретам и традициям.

Фильм “Тотем волка” интересен с точки зрения этнографических традиций Внутренней Монголии, быта и культурных традиций жителей. Философия выживания у монголов построена не на доминировании человека в природе, а на гармоничном встраивании себя в природную иерархию. Волки убивают газелей, которые съедают всю траву и делают безжизненными пастбища. Бездумное уничтожение хищников лишит человека возможности прокормить себя. В природе все организовано справедливо и главное, человеку не возомнить себя царем природы и не наломать дров. Волки сродни царям природы и у них есть свой покровитель на небесах.

Самое удивительное в фильме – это волки. «Актеров» для фильма выписывали в Канаде. Следует отметить уникальное мастерство дрессировщика волков. Стаю три года тренировали, чтобы продемонстрировать на экране всю ее мощь, дьявольский ум, коварство, строгую иерархию и самоорганизацию. Погоня волков за газелями или кровавая битва с участием лошадей и собак сняты настолько завораживающе, что еще долго стоят перед глазами. Сцены охоты волков и на волков смонтированы так, что избежать жестокости невозможно, но чрезмерно кровавыми их не назовешь. Есть определенный такт и мера, что позволяет смотреть фильм и детям 12+. 

Впечатляет операторская работа Жан-Мари Дрюжо. Бескрайние степные просторы, пылающие закаты привыкшие к лишениям люди и волки- великолепно переданы оператором.

«Тотем волка» – обстоятельный и неторопливый рассказ с блестяще снятыми экшн-сценами; настоящая волчья сага, мощная и трогательная, с прекрасной игрой китайских актеров. Посыл создателей фильма актуален и гуманистичен: человечеству, чтобы выжить надо сохранять природу. Мысль не новая, но в данном выражении страстная, призывающая не делить на плохих и хороших, важных и неважных тварей божьих, а сделать акцент на «божьих». Не случайно, в фильме персонифицируется Создатель, в качестве небесного покровителя степей и волков, последней инстанции справедливости.

Ирина Автушенко

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>