О сериалах в целом. Об оплатах и недоплатах

О сериалах в целом. Об оплатах и недоплатахПредыдущая статья

Продолжая анализ ткани сериального сюжета, с позволения это так назвать, буквально в двух словах обсудим, что там есть основной конфликт, персонажи и перипетии. Просто больше “двух слов” и обсуждать нечего, если “надо просто отбить бабки за 24 по 45 гор.-вер. мент.”.

Про арки персонажей все всё знают. Персонаж должен развиваться: появиться в истории в одном образе и, пройдя определенный путь развития и даже, возможно, преломления, придти совсем к другому. Так же знают, что такое алмаз героя и как его расписывать. (Это обобщенная схема характера персонажа во взаимосвязи с ситуацией, в которой он оказывается или может оказаться.) Но на практике “почему-то”, если от этой “арки” есть хотя бы “балка”, то актер уже до слез радуется: есть что играть! Вот он там весь себя раскроет на этой “балке”!

Конфликт? Конфликт “пишется” от идеи. Если нет идеи, откуда взять конфликт? Если есть идея, то конфликт такой, какая идея.

Перипетии накручиваются как “мелкособытийная лапша”: психушка, милиция, больница, изнасилование, убийство … и далее всё заново, для разнообразия можно поменять порядок: милиция, психушка, изнасилование, убийство, больница… и опять сначала…

Нет смысла перечислять примеры сценарного абсурда, расплодившееся по нашему ТВ в бесчисленном количестве. Намного интереснее и, на мой взгляд, важнее понять, откуда что “растет”. Почему все всё знают, а по факту пишут бред? Где же затаился корень сценарного зла?

Деньги! Правильно, всё зло в деньгах. Верней, в систематических их недоплатах. Да, именно “систематических”! Потому что это СИСТЕМА!

Как работает система недоплат? Сперва тебе говорят: “Ты отлично пишешь! Напиши нам 5 заявок! Написал? Супер! Теперь еще 15! А эти 5 уже начинай расписывать в поэпизодники!” Ты радуешься, что ты такой “супер”, стараешься изо всех сил. После того, как ты расписал 20 серий в поэпизодники, тебе вдруг говорят: “Хэй… ты как-то не очень… ну, ладно! Мы дадим тебе шанс исправиться: напиши полные сценарии 10-ти серий? к завтрашнему утру? Можешь?”. Да, отлично! Ты можешь всё! И даже за одну ночь! Без проблем! К вечеру того же дня получаешь ответ: “Нет, роднуся! Ты полное ничто! Ты ни на что не способен! …Нуууу… если очень хочешь, можем тебе заплатить… что-нибудь! Но немножко совсем!” И ты соглашаешься на это “немножко”, которое будет равняться стоимости одной или двух серий, в то время как ты реально отбатрачил все 20! Потому что если ты позволишь себе “брыкнуть” и возмутиться, то ты не получишь нисколько.

Простите, вы там заметили, что я “полное ничто”, только сейчас? А 20 серий назад вы этого не видели?… Нет, дело не в этом! Дело в том, что сценарист сначала отправляет сценарий, а потом бегает и упрашивает за него заплатить хоть сколько-нибудь. И реально он никак не может ни на кого воздействовать, то есть это личная воля “заказчика” заплатить или нет, потому что готовый сценарий в любом случае у него уже есть. А зачем платить, если можно не платить?

Никаких авторских прав в реальности в нашей стране не существуют. Не слушайте юристов. У них своя реальность, у нас – своя. В юриспруденции там есть какое-то авторское право. В сценарном деле – никакого! Спокойненько берут твой сценарий, меняют в нем имена с Вани на Петю, с Тани на Любу, места действия с танцпола на сельский клуб и пару сцен переставляют местами… и это уже не твой сценарий, а другой! А… похожи? Ну, так бывает. Вот такой ты неоригинально мыслящий автор! И ты смотришь абсолютно свой сценарий с другими именами и названиями по телевизору и удивляешься, что фамилия автора совпадает с фамилией твоего редактора, который полгода назад написал тебе в ответ на этот твой сценарий, что ты полное ничто. (Ты – ничто, а сценарий неплохой, вот только Ваню Петей переименовать!)

В следующий раз история повторяется “под копирку”. Но ты уже не торопишься писать хорошо, потому что на это надо много времени и сил. Ты пишешь “в полноги”, “в полруки”. И когда ты категорически осознаешь, что эта рыжая Люся опять подпишется под твоей работой, предварительно тебя же обозвав “ничтом”, ты думаешь: “Ну, держишь, крашеная! Сейчас я тебе напишу, как ты этого заслуживаешь!” …Что со всем этим добром будет делать режиссер? Как это всё будут изображать артисты? Да, пусть пойдут, у Люси спросят! Заодно пусть спросят, когда сценаристам платить будут за работу нормально.

Предвосхищая возможные праведные предложения, расскажу про коллегу, которая, не имея своей работы, давала нам советы: “А вы им скажите, мы без договора не работаем!” Я ей на это сказала: “А они нам ответят: и не работайте дальше!”. А примерно через полгода поступило предложение, от которого нельзя было не отказаться. Мы все предварительно сказали своё “нет”, попросив поднять ставки. А эта, дававшая такие справедливости требующие советы, согласилась. И нам же предъявили: вы, де, просто работать не умеете. (А она – да! Работяга, аж искры летят. Еще сама доплатит, только чтоб поработать.)

Существует вариант работы по предоплате 100%. Но это у избранных. У очень избранных. То есть, реально у “простых смертных” такого не практикуется. Есть некое понятие аванса, но фактически это не аванс, а только так называется. Это оплата синопсиса. Этот “аванс” выплачивается после того, как утвержден подробнейший синопсис, уже тобой написанный. А аванс, вообще-то,  – это то, что дают до того, как тебе что-то утвердят. Реальность такова: ты пиши, а мы подумаем, может, и заплатим что-нибудь когда-нибудь, если будешь очень стараться, но на много не рассчитывай.

Еще одна история в тему. Две моих других коллеги (у меня их очень много разных) обсуждали подругу-сценаристку одной из них. Само собой, без меня. И меня там в их беседе никто не ждал. Но у меня всегда ушки на макушке! Хотя это редко кого-то радует. “…Она отработала 4 месяца, ну, практически круглосуточно. Она бросила всё и всех, и занималась только сценариями! Но она безумно всё это любит! И в конце четвертого месяца ей заплатили! 20 тысяч!.. Вот и я сейчас тоже собираюсь туда устраиваться, я уже отменила все свои подработки…” …Рублей, конечно! “А договор?” – влезла в их милую беседу незваная я. “Какой договор?… Она же так любит свою работу!” …Я тоже очень люблю свою работу, особенно, когда мне за нее платят! А смысл мне ее за бесплатно любить?

…Я всё понимаю, но это надо быть очень богатым и “безпроблемным” человеком, чтобы позволить себе круглосуточно работать за 20 тысяч в 4 месяца! Нужно ли пояснять, что человек, которому есть, куда пойти в место работы получше, и/или нужно решать какие-то материальные проблемы в своей жизни, таким сценаристом долго не проработает. Первыми на другую работу уходят те, кто быстрее соображает. Тугодумы продолжают надеяться…

Но это еще не всё…

Мария Соловьева

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>