34 ММКФ: Основной конкурс – “Дверь”

Дайджест пресс-конференции 21.06.2012:

Режиссер Иштван Сабо:

Я близко знаком с Магдой Сабо, автором романа. Но мы не состоим в родственных отношениях. В нашей стране Сабо – это распространненая фамилия, как Иванов в Росии. В телефонной книге страницы три разных Сабо. Но Магда Сабо – она одна. Великая писательница! Она умерла очень молодой: ей едва исполнилось 90 лет, когда она ушла от нас. Она была очень веселой женщиной. И часто в компании она меня представляла «мой сын». «Зачем?» – спрашивал я. «Неважно они все равно не слушают».

Возможно я режиссер-женщина. Я не исследовал этот вопрос. Но действительно в центре моих фильмов всегда женщины. Я родился во время войны. Меня воспитывали женщины. И проблемы женщин я понимаю лучше. Фильмы не бывают женские и мужские. Фильмы бывают хорошие и плохие.

Магда хотела, чтоб я экранизировал один из ее романов. Она рекомендовала мне другой. Но мой продюсер – этот. И я был рад. Это предложение соответствовало моим творческим стремлениям. Я хотел снимать лица. Когда снимаешь фильм хочется чтоб люди увидели, что действительно произведение искусство. И начинаешь думать о том, что может сделать именно кино, что недоступно другим видам искусства,  что не может музыка, литература, театр, живопись…

Например… Лицо человека попадает в интимную связь с другим человеком. Лицо молодой девушки излучает любовь. Но оно излучает ревность. Видим комнату, кто-то проходит по ней. И на лице актрисы – ревность. Это невозможно описать словами. Либо родится у актрисы, либо нет. В театре нет такой мимики. Неслучайно актеры так важны в кино.

Я хотел снять фильм только о лицах актеров. И для этого подошел именно этот роман. У его героев разное представление о мире. И каждый пытается убедить другого в своей исключительной правоте и заставить его жить, как он сам. Я всю жизнь прожил в таком мире, где идеология хотела определять и частную жизнь. Вмешивалась в самые малых и интимны детали в жизни каждого из нас. Но меня жизнь научила не вмешиваться в частную жизнь другого человека. В своем фильме я затрагиваю тему, можно ли вмешиваться и насколько в эти хрупкие отношения.

Я решил, что нужна именно Миррен  – у нее очень твердый стержень. Из нее излучается внутренняя сила. Человек, который привлекает к себе людей, который может на них влиять. Она не играет силу. Для нее это естественно, как выпить стакан воды. Она похожа на греческую богиню.

Изначально я хотел советскую актрису, мощную и сильную. Как актриса из фильма «Комиссар». К сожалению, не знаю ее фамилии. Но Никита Михалков мне сказал, что она уже умерла. И тогда я стал думать, кто еще может. Либо Елизавета 2, либо Хелен Миррен. Я обратился к ней со сценарием. Она прочла роман. Спросила, как играть. Я ответил:  «Как королеву».

Я не понимаю, зачем создавать что-то, в центре чего нет человека и человеческих взаимоотношений. Если фильм не перемещает меня в душу к человеку, то зачем он вообще нужен? Просто игра со стилем? Да, это может позабавить. Но не более. Я хочу смотреть историю про себя: “Было или не было… Жило было киноискусство…” Хотя, конечно, должны быть разные фильмы. Должны быть и такие: вышел на кухню, налил кофе, вернулся и продолжаю смотреть дальше как ни в чем не бывало.

Сейчас появился интернет и всё усложнил. Ну, кто будет вкладывать деньги в продукцию, которую может своровать любой. Можно скачать любой авторский фильм и перемонтировать его по-своему. Это всё равно, что приходить в супермаркет и брать продукты бесплатно. А на что должны жить актеры и режиссер? …Это неразрешимая проблема!

Мария Соловьева

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>