35 ММКФ: Сталинградская битва. Победители и побежденные

Фильм "Сталинград" режиссера Йозефа Фильсмайера

Особый интерес вызвала специальная программа «Сталинградская битва. Победители и побежденные». Зал, где проходили просмотры был небольшой, но публика, особенно на показах немецких фильмах, была крайне заинтересованной и профессиональной. И это понятно: в год 70-летия Сталинградской битвы наши кинематографисты вновь обратились к этой волнующей теме, и, как она будет осмыслена, вопрос не только художественный, но и идеологический. Поэтому посмотреть на Сталинград со стороны Рейна нам, видимо, необходимо, чтобы увидеть, как мифы с легкостью искажают действительность.

Итак, фильм «Сталинград» снимался в 1992-ом году. Премьера была приурочена к 50-летию Сталинградской битвы и состоялась в 1993-ем году. После премьеры немецкая критика писала: “Через 50 лет снят фильм, от которого зрителя пошатывает. Он выходит из кинотеатра словно возвращается с войны. Два с половиной часа – кровь, пот, крик, отчаяние. Но после окончания фильма, когда «ваши уши очистились, вы ощущаете пустоту». Фильм воздействует физически и эмоционально, но после него пустота.”

Каков посыл этого фильма? Нужно ли трактовать события сталинградской битвы с учетом сегодняшних реалий и исторических знаний. О Второй мировой войне в Германии было издано много книг, воспоминаний, но снято всего 3 фильма: два – в пятидесятых, в эпоху ремилитаризации, когда в обществе признавалась закономерность новой войны против СССР. В фильмах той поры «Врач из Сталинграда» и «Собаки, вы хотите жить вечно?» эксплуатировалось мнение, что немцы оказались жертвами фанатиков: Гитлера и его окружения. Снималась ответственность с солдата и акцентировалось внимание на теме долга перед отечеством и боевом товариществе. Сталинградская битва рассматривалась как жертвоприношение немецкого народа.

35 лет прошло между теми фильмами и фильмом Йозефа Вильсмайера «Сталинград». За это время Германия официально отошла от оправдательной трактовки. Идеология коллективного сознания немцев направлена на публичное покаяние и воздаяние почестей жертвам фашизма по всему миру.

В создании фильма участвовали кинокомпания «Бавария» (одна из ведущих в Европе; представляет собой киногород общей площадью 300 000 кв.м. неподалеку от Мюнхена, Германия) и ведущие телеканалы Германии. Но официально объявлено, что не следует его считать государственным заказом. Фильм с нетерпением ожидали и немцы, и русские. Перед премьерой создатели «Сталинграда» показали фильм мэру Волгограда, чтобы заручиться его согласием на показ во избежание конфликтов.

Но фильм не поднялся над традиционным в немецком игровом кино рассмотрением сталинградской битвы. Режиссер как бы пытается усидеть на двух стульях. С одной стороны: экшен, голливудский формат, бюджет. С другой: используются темы, герои, штампы, которые были в предыдущих фильмах.

Главный герой – молодой лейтенант, хороший парень. Антигерой – фанатичный нацист, олицетворяющий собой всю нацистскую верхушку. Он вынуждает хороших парней убивать стариков, женщин и русского мальчика Колю. Хорошие парни плачут, но стреляют. Возникает чувство, что в этом фильме пересказываются старые сценарии. Тема совести немецкого солдата на фоне расстрела русских партизан была использована в американских фильмах. Заимствуя действующих лиц и сюжетные темы, этот фильм вбирает в себя и часть оправдательной идеологии. Солдаты лишь пешки на шахматной доске. Ответственность на вождях и военноначальниках. Фильм предлагает отождествить немцев с героями фильма, которые только выполняют долг.

Таким образом, происходит искажение сути происходящего: солдат, который убивает, смотрит на себя как на жертву. Однако солдат, плохой или хороший, любой солдат – часть этой войны, и, именно, он несет смерть и разрушение. Но режиссера тема ответственности за содеянное не интересует, доминантой становится тема товарищества. Мировоззрение главного героя под воздействием холода, голода и неотвратимой гибели элитного взвода 6-ой армии меняется и он вместе с товарищами дезертирует.

Тема изнасилования немецкими солдатами русской девушки, благодаря герою фильма, приобретает романтический характер. Далее начинается “мелодраматическое братание”… Затем русская женщина пытается вывести немцев за линию фронта. Немцы замерзают, русскую расстреливают свои же. Это грубый прием, который хочет уровнять русских и немцев, одинаково представив жертвами.

Финальный кадр: цитата микеланджеловской «Пьеты Ронданини». Два солдата словно слились воедино, стоят обнявшись. Горький вывод: Сталинград был воплощением безумия системы, которая безжалостно бросала в топку молодые жизни немецких солдат. Увы! не получается сочувствовать героям, потому как, хорошо помнишь, что за их спинами остались топки Освенцима, Майданека, Дахау, Заксенхаузена, Бухенвальда и других.

Возвращаясь к оценке немецких критиков об ошеломляющем воздействии фильма, хочется спросить их: фильм Михаила Рома «Обыкновенный фашизм» смотреть не приходилось?..

Вынуждена признаться, совсем не пацифистские мысли меня посещали во время просмотра, а крутились в голове то светловские:

Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился…

то симоновские строчки:
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

Общности воспоминаний не получилось!

Ирина Автушенко

Фильм "Сталинград" режиссера Йозефа Фильсмайера

Сталинград
Stalingrad

Режиссер: Йозеф Фильсмайер
Сценарист: Юрген Бюшер, Кристоф Фромм, Иоханнес Хайде, Йозеф Фильсмайер
Оператор: Рольф Грайм, Клаус Модереггер, Петер фон Халлер
Художник: Индржих Гётц, Вольфганг Хундхаммер
Композитор: Норберт Юрген Шнайдер
Звук: Фридрих М. Дош, Томас Кнёпфель
Продюсер: Марк Дэймон, Ханно Хут, Михаэль Кроне, Гюнтер Рорбах, Йозеф Фильсмайер
Страна: Германия
Производство: B.A. Produktion, Bavaria Film, Perathon Film-und Fernsehproduktions GmbH, Royal Film
Год: 1993
Актеры: Доминик Хорвиц, Томас Кречманн, Йохен Никель, Себастьян Рудольф, Дана Ваврова, Мартин Бенрат

Фильм "Сталинград" режиссера Йозефа Фильсмайера

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>