36 ММКФ, 8 ½ фильмов: «Меченый»

36-ой Московский Международный кинофестиваль 2014

Одно из сильных впечатлений фестиваля – это, несомненно, фильм режиссера Давида Маккензи «Меченый». Герой фильма – несовершеннолетний заключенный Эрик, который досрочно попадает во взрослую тюрьму. Он с трудом приспосабливается к жизни на взрослой зоне, где все отношения строго регламентированы. Эрик же позволяет себе дерзкое, непредсказуемое и жестокое поведение, которое шокирует не только охранников, но и к заключенных.

Не случайно в тюремной среде бытует мнение, что труднее всего выжить на зоне для малолеток, где идет жесточайшая борьба за место под солнцем. На взрослой зоне у каждого своя «масть», каждый знает свое место. Только не Эрик. Его необузданный нрав нарушает установившийся порядок. Он мешает и охранникам, и заключенным.

Однако в этой тюрьме, поскольку она английская, работает на общественных началах психолог. Он проводит занятия-тренинги, на которых заключенные учатся разговаривать. О себе, о жизни, друг о друге. С трудом, через вспышки гнева, драки, мат пробиваются они к пониманию Другого. От младенческого эгоцентризма, где есть только «Я» и враждебный этому “Я” мир, совершают они движение к взрослению, научаясь слушать и слышать других.

Учитель-психолог, после нападения Эрика на охранника, когда администрация тюрьмы была готова применить к нему самые жесткие меры, уговаривает руководство направить парня к нему в группу. И зрителю кажется, сейчас начнется поединок подростка и психолога, в котором, конечно, психолог победит, если фильм гуманистический.

Действительно, поединок в картине заявлен и, в результате Эрик понемногу начинает оттаивать. Но авторы фильма не пошли по пути предсказуемого и банального разрешения этой сложной темы…

Невольно вспомнается совершенно непохожий на фильм Д.Маккензи наш отечественный «Калина красная». В.М.Шукшин проводит своего героя, закоренелого рецидивиста Горе, через душевные потрясения, связанные с детством. Встреча с сестрой, с матерью, жизнь Любы и ее семьи, крестьянская работа пробуждают в герое генетическую связь с прошлым, в котором был Дом и березки-невестушки и от которого унесло его неведомо куда.

У героя «Меченого», в отличие от героя “Калины красной”, детства не было. Он мечен тюрьмой от рождения. Мать – шлюха, отец – всю жизнь по тюрьмам. От разговоров с психологом душа не оттает, не раздышится. Поэтому авторы развивают сюжет мощной психологической линией фильма – историей взаимоотношений героя с его отцом, который отбывает срок в этой же тюрьме.

Как может, пытается отец научить Эрика правилам, без которых на зоне не выжить. “Убьют либо зэки, либо тюремщики повесят”, – предупреждает он сына. Но Эрик не слышит. Ему не за что уважать отца. Он презирает его приспособленность к тюремной жизни: у него здесь даже почти семья. У Эрика почти физическое отвращение к связи отца с молодым сокамерником.

Конфликт с отцом взрывается в тот момент, когда, казалось бы, психологу удалось найти ключ к юному преступнику. Но бунт, вызванный вмешательством отца делает ситуацию необратимой. Оба оказываются запертыми в карцере, а администрация принимает решение о физическом устранении Эрика.

Помощник директора тюрьмы, с изъеденным оспой лицом, в сортире обосновывает принятое решение заботой об общественном благе. Может быть, действительно, опасных людей надо ликвидировать, просто, без суда, затянув заботливой рукой петлю на шее. Кому этот звереныш нужен, кто будет о нем горевать? Всем без него спокойнее…

Финал фильма отметает подобные размышления прочь, потому что тут начинается невероятно пронзительная история об отцовской любви. Любви без сантиментов и признаний, но любви животной и жертвенной. Как бы ни складывалась эта нелепая (“фак! Фак! и фак ее!”) жизнь, никого ближе и родней, чем отец (“фак его!”) и сын (“фак! фак!”) в этом мире нету. С какой-то звериной энергией отец совершает невозможное и в последний момент вытаскивает сына из петли.

Ради сына отец нарушил правила, и теперь вряд ли он выйдет из тюрьмы. В финале фильма когда искалеченного отца уводят в другую зону, Эрик впервые называет его папой и произносит непривычные для себя слова: “я люблю тебя”.

Несмотря на жесткость и еще большую жестокость, фильм оставляет чувство надежды на то, что пробудившаяся душа героя не зачерствеет вновь. Он обрел отца и хочется верить, что это движение к другой, человеческой жизни.

Ирина Автушенко

Меченый
Starred up

Режиссер: Дэвид Маккензи
Сценарист: Джонатан Эссер
Оператор: Майкл Макдона
Продюсеры: Джиллиан Берри, Брайан Коффи
Страна: Великобритания
Производство: Sigma films, Film4
Год: 2013
Актеры: Джэк O’Коннелл, Бен Менделсон, Руперт Френд, Сэм Спрюэлл, Дэвид Эджала, Шан Брекин

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>