41 ММКФ: фильм открытия “Видок: Император Парижа”

Видок: Император Парижа

Сложно представить себе фильм, более подходящий для открытия, чем фильм “Император Парижа” режиссера Жана-Франсуа Рише на этом ММКФ, не в обиду будет сказано другим фильмам. Картина, удивительно сочетающая в себе все актуальные тенденции современного кино, выполнена одновременно в лучших французских культурных традициях.

Желающие “экшна” найдут все прелести голливудского боевика: драки, перестрелки, перипетии, любовный треугольник, патриотизм без нафталина, профессиональная ревность, запутанная интрига на фоне исторического экстерьера, “грязные” драки с болевыми акцентами, супергерой-одиночка и множество его коварных врагов. Любители историзма и мелодрамы получат удовольствие от декораций и костюмов начала 19-ого века. Самые внимательные из них смогут заметить Наполеона в одном из финальных эпизодов. Любители морали и критики правительственных действий отведут душу во время сцен, посвященных чиновникам.

Обожатели французской культуры придут на этот фильм явно по адресу, потому как наряду со всеми новыми веяниями картина учитывает также и принципы, свойственные именно французскому кино. Влюбленным в символизм посвящен интерьер кульминационной сцены: французские знаменитые катакомбы, начинающиеся в таверне, переходящие в бандитский притон и выходящие в собор, ассоциативно напоминающий Нотр-Дам. Также перемешаны друг с другом мир бандитов и чиновников, высший и низший свет, полицейские и каторжники. В финале акцентированный образ решетки дворцового забора является символом не-свободы героя. Ему удалось обменять долю заключенного на звание лучшего детектива Парижа, однако он так и не получил хартию свободы. Он лишь разменял одну тюрьму на другую.

Структуралисты отметят для себя показательную “клятву сыщика” вечно и до последней капли крови бороться с преступностью в мощнейшей эмоциональной сцене, когда Видок один заходит в камеру с толпой разъяренных, им пойманных бандитов. Без подобной “клятвы” не обходится ни один уважающий себя литературный или кинематографический детектив. Приверженцы психологической драмы не могут не оценить тонкую самоиронию героев, через которую реализуется прием отчуждения. Иронические моменты можно встретить преимущественно в первой половине фильма. К финалу трагическая линия усиливает свое значение, и ироническая, соответственно, постепенно сходит на нет.

Сюжет и персонажи фильма неоднозначны. “Они не черные и не белые, они разные, серые”, как сам режиссер о них рассказывал на пресс-конференции. У них есть достоинства и недостатки, они живые, настоящие. Аналогично, всё фантастическое повествование фильма в каждую секунду экранного времени амбивалентно. Как человеческая реальность, фильм постоянно предлагает зрителю возможность множества трактовок. Одним словом, каждый сможет увидеть в этом фильме свою историю.

Картина посвящена реально существовавшему во Франции персонажу Франсуа Видоку, преступнику, основавшему национальную полицию Франции, а позднее открывшему первое в мире частное сыскное агенство. Не без помощи этой исторической отсылки, драматическая линия доминирует на экране. Фильм поднимает вопрос о том, что человека заставляет бросаться из крайности в крайность, почему заядлый каторжник вдруг принимает решение стать главным сыщиком Парижа, и какова цена смены рода деятельности.

Редкая кинематография может конкурировать с Францией в своей любви к детективам-героям. И Франсуа Видок не новичок на французском экране. Его образ перманентно фигурирует там со времен немого черно-белого кино. Однако “Император Парижа” не останется проходным фильмом среди прочих.

Отдельно следует отметить актерскую удачу Венсана Касселя, исполнившего главную роль Франсуа Видока. Киноаудитория уже хорошо знакома с творчеством актера, и фестивали для него – дело привычное. В частности, в 2016 году он принимал участие в фильме, взявшем Каннский приз, ” Это всего лишь конец света”. Однако роль старшего брата главного героя, самовлюбленного дуболома, безусловно не дает возможности проявить трагический артистизм, заложенный в его натуре. Роль в “Императоре Парижа” позволила ему раскрыть по-настоящему свой актерский талант для широкой публики.

Мария Соловьева

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>