Настоящей сенсацией Каннского фестиваля стал фильм “Паразиты” корейского режиссера Пон Джун-хо, завоевавший главную пальмовую ветвь. Эта победа была совершенно неожиданной и для кинематографической профессиональной общественности, и для рядового зрителя. К тому же, впервые за всю историю существования фестиваля, эта награда досталась Южной Корее.
Изначально в конкурсе были совсем другие фавориты. Такие мировые знаменитости, как Джим Джармуш, Квентин Тарантино и Педро Альмодовар, тоже представили свои картины на конкурс за главный приз. Были и менее “громкие” имена, но не менее профессиональные: в частности, практически ставший живой легендой итальянского кино Марко Беллоккьо, победитель Берлинского фестиваля в 2014 году китайский режиссер Дяо Йинан и приверженка “феменистского минимализма” Селин Сьямма с успевшим нашуметь еще до начала просмотров фильмом о роли женщины в изобразительном искусстве.
Таким образом, имя Джун-хо Пон не фигурировало в предварительных прогнозах. Однако конкурс расставил свои акценты. Семейные ценности – вот, что остается главной фестивальной темой. Семья бедняков противопоставлена семье богатых. Ни те, ни другие не идеальны. Каждый полон своих недостатков. Но если первые совершают какие-то неблаговидные поступки во имя элементарного выживания, то вторые – исключительно от пресыщения. И общественность (фестивальная и обывательская) принимает сторону бедняков.
Ситуация обострена. Бедные бедны до крайности, а богатые глупы до невозможности. И те, и другие находятся на грани, что не может не привести к летальному исходу. В результате спонтанной поножовщины во время праздничного пикника во дворе некоторые персонажы фильма обретают свою смерть. (Не хотелось бы разглашать интригу, поскольку это кульминация фильма.) Борьба за выживание становится войной. Люди готовы убивать и рисковать быть убитыми за банальные “кусок хлеба и крышу над головой”.
Не история изобразительного искусства, не трагедии криминального мира и не интриги большого шоу-бизнеса поставлены во главу угла. История семьи, которая не выдержала ежедневной борьбы за свое существование и в результате потерпела крушение – вот главная драма современности.