О сериалах в целом. И о форматах в частности

О сериалах в целом. И о форматах в частности(Продолжение, начало по ссылке)

Но если бы были только “небрежности”, о которых я написала в предыдущей статье, это было бы только полбеды, и можно было бы, включив смекалку, как-то всё же во всем этом происходящем разобраться.

В хорошем сценарии, как всем известно, но никем нигде не видано, должны быть: идея, основной конфликт, проработанные персонажи (в американской специализированной литературе это еще иногда называется арками персонажей), непосредственно перипетии. Всё это должно быть логически взаимосвязано между собой, быть внятно замотивировано, развивать сюжет и ” работать” на основную идею всего экранного повествования. “Ну, удивила!” – воскликнут скептики-знатоки. Согласна, что намного более удивительным было бы всё это увидеть по телевизору в сериальном воплощении.

Я даже не знаю, с чего начать… С чего ни начни… Ну, допустим, с идеи. К сожалению, в большинстве сериалов ее нет. И, исходя из своего опыта работы сценаристом на подобных проектах, я знаю, что словами “идея”, “задача”, “сверхзадача” или хотя бы “message”, увы!, никто даже не жонглирует. И, еще раз увы!, если это заранее не задумано, не разработано и не прописано, то потом оно ниоткуда не вырастет ни во время съемок, ни на монтаже, ни, уж тем более, при трансляции по телевидению.

Все говорят про “формат”, и формат затмевает и заменяет абсолютно всё: “мужской сериал типа НТВ”, “мистический типа ТВ3″ и “бабьи сопли – Россия1″. Собственно, вся сценаристская идейность исчерпывается этими тремя ипостасями…

…Тут надо сделать небольшое пояснительное отступление по поводу, что это, вообще, такое формат. Если ты сценарист, который работает в формате, а в другом случае сценарист не работает вообще, то ты должен строго соблюдать огромное количество строжайших инструкций. Тебе выдают всё: персонажей, какие они есть или должны быть, сколько минут серия, сколько жертв в серии, сколько ложных линий расследования и дополнительных линий личной жизни у каждого персонажа должно быть написано. То есть, фактически ты не сценарист, не какой не автор, не творческий работник, а негр-копирайтер. Или, как правильно, эту должность называют в “Амедиа”, био-робот.

Чтобы освоить 70 страниц инструкций и написать 50 страниц текста серии, тебе обычно дают два дня. Ну, и кто ты после этого, если не био-робот?

Я буду преимущественно апеллировать (и уже апеллировала) к формату “мужских сериалов типа НТВ”, потому что, на мой взгляд это меньшее из зол. У меня “послужной список” – три с половиной страницы перечисления названий сериалов, но ни один из них вслух назвать нельзя. Понятное дело, что это не может меня радовать. Я всё-таки рассчитывала, что хоть один из них будет “на уровне”.

У меня были некоторые попытки работать в других форматах, но для меня это оказалось еще более невозможным. Могу пояснить. “Бабьи сопли” – это непереносимо: простая непричесанная ткачиха-домохозяйка с тремя детьми от разных 5-ти отцов сидит дома в своей двухкомнатной, мхом покрытой хрущевке, и сама она тоже вся из себя проблемная с больной, безногой мамой на руках. И вдруг, откуда ни возьмись, миллионер на дорогой машине падает ей с чердака ее хрущевки, да прям на самую на голову, через вентиляционную трубу сортира. Вот такая нелегкая женская доля! Увидев эту судьбой помятую героиню, миллионер бросает всё, и, главное, всех своих гламурных подружек, хватает все свои миллионы и бежит к ней в ее хрущевку, чтобы вылечить ее маму, всех ее детей, заплатить все ее кредиты, оставшиеся от бывших мужей, потом подраться врукопашную, как бойцовый петух, с этими мужьями, которые все сплошь алкоголики-рецидивисты, и, наконец, купить, отремонтировать и обставить ей новую нормальную квартиру.

И только попробуй написать как-нибудь иначе! Только попробуй написать лучше! Полшага вправо от формата, полшага влево – это значит, что ты не держишь формат! Ты не умеешь работать в формате. Ты плохой автор, ты не сценарист и не профессионал.

Формат “мистический” – это полный мрак. Это то же самое, только вместо миллионера инопланетянин или какое-нибудь лохнесское чудовище. Само собой! Если бы не все эти строгие установки “формата”, то придумывать историю с элементами мистики – это мечта любого сценариста, потому что нет и не может быть ничего интересней. Но “формат” – это великие ножницы, предназначенные откромсать крылья автора и перерезать горло его музе.

Остаются только “ментовские бойни”. По крайней мере, там можно брать в качестве основы реальные человеческие истории, которые (или часть которых) можно будет приберечь в своем личном архиве и через некоторое время развить в полноценный сюжет. Иногда при работе на подобных проектах есть возможность через них привлекать “реальных персонажей” в качестве консультантов. И это невероятно увлекательно и познавательно!!! Чего не может быть на проектах двух других форматов: “Скажите, уважаемый миллионер, при помощи каких орудий Вы бы карабкались вниз по вентиляционной трубе, если бы влюбились в ткачиху из хрущевки?” или “Долгожданное НЛО, как бы Вы предпочли появиться в нашем сериале: приземлиться на лесной опушке или вынырнуть из городского пруда?”.

Так что, разница на лицо: в работе на “мужских сериалах” хоть какая-то польза!

…be continued…

Мария Соловьева

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*



Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>