Никогда еще иностранная лента не выигрывала более одной статуэтки “дядюшки Оскара”, ведь, по условиям конкурса, картина, снятая не в Голливуде, всегда могла претендовать только на звание “Лучшего фильма на иностранном языке”. Но чудеса случаются!
Корейский фильм корейского режиссера Пон Джун-хо с корейскими актерами, говорящими по-корейски, берёт 4 главных приза Американской Киноакадемии (Лучший фильм, Лучшая режиссура, Лучший сценарий, Лучший фильм на иностранном языке). Вот так! Запомните этот год: Оскар 2020!
Что послужило приной столь неожиданного успеха? Активное развитие корейской поп-культуры? Политическая подоплека? Расширение зоны влияния корейских бизнес-предприятий? Подковерные интриги? “Желтая сторона” кинобизнеса? Однако попробуем разобраться, почему то, что было ранее никому невозможно, вруг удалось “Паразитам” из сравнительно маленькой Южной Кореи.
“Паразиты” – это социальная драма с ослабленной мелодраматической линией. Таким образом, любовь безусловно присутствует в основе сюжета, но любовь это не пылкая, не юношеская, а любовь семейная, безоговорочная. Это фильм о той любви, какой матери любят своих несовершенных детей и мужей после 20-40 лет брака, принимая их со всеми бесчисленными недостатками. Любовь внутри семьи не подвергается сомнению и испытанию. Она – по умолчанию.
Ключевая проблема – это социальное неравенство. Богатые и бедные, с одной стороны, каждый по-своему презирают друг друга. А с другой – нужны друг другу. Богатым нужны бедные, чтоб те на них работали. А бедным богатые – чтоб у кого-то получать деньги. Трагизм этой ситуации, что одни других не могут принять, но и выжить друг без друга тоже не могут.
Есть в фильме вопрос, который заставляет задуматься каждого его посмотревшего: кто же всё-таки является главным паразитом? Но в каждой сцене право быть паразитом передается от персонажа к персонажу. Каждый из них по-своему паразит, но одновременно каждый из них выкармливает своего паразита.
И бедные паразиты, и богатые паразиты. Никто не лишен возможности быть паразитом в определенной ситуации. Безгрешных нет. Но есть любовь, внутрисеменая и общечеловеческая. И тот, кто на нее способен, всё-таки кажется чуть меньшим паразитом, чем все прочие. Любовь безооговорчная и самозабвенная и есть противоядие от бытия паразитом. Человек, способный любить своего близкого больше, чем свою собственную жизнь, получает своеобразное “отпущение греха паразитизма” в конце фильма.
Парадоксальность развития логики сюжета безусловно является основным достоинством этого фильма. Она заставляет зрителя думать, искать решение этого вопроса. И именно кино, которое заставляет зрителя думать о нем даже спустя некоторое время после просмотра, признано лучшим фильмом этого года.